Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

По мере того, как российская экономика рассыпается на куски, в стране начинается политическое брожение

По мере того, как российская экономика рассыпается на куски, в стране начинается политическое брожение picture
По мере того, как российская экономика рассыпается на куски, в стране начинается политическое брожение picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Спустя год после того, как Дмитрий Медведев наследовал Владимиру Путину в роли президента, большинство либерально настроенных россиян расстались с надеждами на реальную политическую оттепель сверху.

Спустя год после того, как Дмитрий Медведев наследовал Владимиру Путину в роли президента, большинство либерально настроенных россиян расстались с надеждами на реальную политическую оттепель сверху.

Но, в то время как активисты вспоминают переломное политическое событие 20-летней давности - знаменательный Съезд народных депутатов, ставший первый демократически избранным органом Советского Союза - в стране появляются признаки растущего спроса на гражданский дискурс. Тем временем, культурная жизнь, которая часто является законодателем политической моды в России, несет в себе слабые, но легко узнаваемые отголоски перестройки, начатой в советском обществе Михаилом Горбачевым в 1980-х годах.

Финансовый кризис помог выявить эти тенденции: Кремль, который более не может гарантировать россиянам, амбициозным и не очень, преимущества нефтяного богатства, идет на уступки в культурной сфере. Некоторые проявления очень политизированы.

Например, в мае Союз солидарности с политзаключенными организовал концерт с целью собрать денег для десятков заключенных и других людей, находящихся под следствием, среди которых журналисты, ученые, подозреваемые чеченские террористы и бывшие менеджеры нефтяной компании ЮКОС, разрушенной государством.

Зал на 1300 человек, где проходил концерт, был заполнен почти полностью. Лозунг концерт - 'За вашу и нашу свободу' - является девизом, который сделали знаменитым восемь протестующих смельчаков, развернувших плакаты с этим словами на Красной площади после того, как СССР вторгся в Чехословакию в 1968 году.

Хедлайнерамм концерта стали певец Юлий Ким, получивший свою известность в диссидентских кругах в советские времена, и сатирик Виктор Шендерович, который был завсегдатаем пост-советского телевидения в 1990-х, но с тех пор был 'сослан' на радио после того, как его сатира разозлила Кремль.

Распорядитель концерта Шендерович заявил со сцены, что организаторы не испытали никаких трудностей с приглашением исполнителей.

'Мы надеемся, что подобные концерты станут традицией, - сказал он. - У нас уже есть длинная очередь из людей, которые позвонили и сказали, что почтут за честь присоединиться к нам в следующий раз'.

Г-н Ким исполнял старые песни, заявив, что у них появилось новое значение. 'Песне 'Вальс адвоката' более 40 лет', - сказал он, представляя песню, которую он написал о советских диссидентах 1968 года и об адвокате, пытавшемся защищать их от предопределенного судебного приговора.

'Теперь эту песню легко можно петь в Басманном суде', - сказал Ким, ссылаясь на суд, где слушались многие дела, в которых были завязаны компания ЮКОС и ее основатель Михаил Ходорковский. Эти дела стали примером того, как Кремль манипулирует судебной системой, говорят российские правозащитники. Г-н Ким также исполнил песню о советском молодежном движении, которую он переделал в прошлом году в частушку о растущей шпиономании.

Если в 1990-х года россияне боролись за выживание или пытались заработать немного денег, а в эпоху Путина соревновались между собой в потребительстве, то сегодня люди, похоже, вновь открыли для себя необходимость собираться и разговаривать на обновленных советских кухнях.

Квартирники, ставшие традицией для советского подполья, переживают возрождение, а салоны по приглашению соревнуются за гостей с ночными клубами. Глянцевые журналы пишут о 'новой искренности' и 'новой духовности', рассказывая о том, как состоятельные россияне, зализывающие раны, нанесенные кризисом, предпочитают собираться за кухонным столом, а не идти в модный ресторан.

Лекции на всевозможные темы от искусства и архитектуры до окружающей среды и духовности привлекают огромные толпы, что является еще одним откатом к концу 1980-х.

Литературный критик Александр Шаталов говорит, что это отражает накопленную потребность в творчестве и политических дискуссиях.

'В отсутствие реальной политики и оппозиции искусство вновь берет на себя функцию выражения альтернативных мнений', - говорит он, замечая, что подобные художественные мероприятия и лекции часто спонсируются богатыми россиянами, которые хотят 'наверстать упущенное'.

Но они - не единственные спонсоры. Некоторые из мероприятий берут свои отчетливые корни в Кремле, говорит Вадим Белов, редактор журнала 'Социалист', публикующегося институтом 'Справедливый мир', который был создан председателем российского Совета федерации Сергеем Мироновым. Г-н Белов организует для журнала 'круглые столы', за которыми происходят дискуссии.

В российском парламенте доминирует 'Единая Россия' - партия, созданная и возглавляемая г-ном Путиным. Она также играет роль хозяина для 'круглых столов', проводимых в гламурных местах недалеко от Кремля. За этими 'круглыми столами' знаменитые актеры, топ-менеджеры и политологи обсуждают будущее России.

'С помощью этих людей власти пытаются создать подобие общественного мнения', - говорит г-н Белов. Это также означает распространение обсуждений в более широких кругах. Г-н Белов говорит, что г-н Медведев раздразнил российских либералов в апреле, когда он пригласил жестких критиков Кремля, таких как Ирина Ясина и Дмитрий Орешкин, назвавший в свое время Путина 'мелким Гитлером', присоединиться к президентской комиссии по защите прав человека.

'Власти открыли ящик Пандоры, что совпало с общественным спросом на гражданскую деятельность', - говорит г-н Белов, которого можно назвать эклектиком. Он цитирует теорию гражданского общества итальянского марксиста Антонио Грамши (Antonio Gramsci) и говорит, что Кремль боится потери контроля и повторения перестройки, которая тоже была начата сверху и 'закончилась трагически'.

'У нее был набор целей, но результат оказался абсолютно противоположным этим целям, - говорит о перестройки, начатой Горбачевым, Белов. - Я думаю, что страх того, что история вновь повторится, предотвращает запуск этого механизма в полную силу'.

Перестройка также ассоциировалась с крупными демонстрациями, повторения которых с тех пор не было. Но виртуальные демонстрации стали обычным событием в российских блогах, которые находят новый повод для объединения и протеста каждую неделю.

Среди последних событий, которые заставили блоггеров поставить под сомнение всю российскую систему: милицейский начальник, расстрелявший людей в супермаркете; офицер милиции, насмерть сбивший на пешеходном переходе беременную женщину; и маленькая девочка, чье возвращение из Португалии, где она жила в приемной семье, в бедную российскую деревню, к своей матери, которая вероятно является алкоголичкой, было разрекламировано в государственной прессе как дипломатический триумф.

Ветераны перестройки скептически относятся к тому, что у этих кампаний есть какое-то будущее за пределами по-прежнему несобранной воедино группы Интернет-пользователей.

'Иногда, кажется, что что-то происходит, но иногда, кажется, что мы движемся в неверном направлении, - говорит Александр Даниэль, историк, бывший сподвижником Андрея Сахарова и одним из основателей правозащитной организации 'Мемориал'. - Часто оказывается, что организации подобные ДПНЕ оказываются в центре общественной жизни', - говорит он, ссылаясь на националистическое движение, выступающее против нелегальной миграции.

Во время перестройки у либеральных движений тоже был свой контрапункт в виде националистических групп, подобных движению 'Память'.

Молодая активистка Анна Севортьян ведет новую серию дебатов в Музее Сахарова, названную 'Эхо 1989-го' и посвященную историческому Съезду народных депутатов и его значению сегодня. Она говорит, что вновь обретенный интерес к лекциям является результатом открытия 'инфотейнмента' (информационно-развлекательных передач). Насколько она помнит, в перестройку все было по-другому.

'В обществе вновь существуют неопределенность и ожидания, но они не радостные, как в первые годы перестройки', - говорит она.

____________________________________________________________

Россия должна посмотреть на мир пост-имперским взглядом ("The Financial Times", Великобритания)

Кавказские сенсации Дмитрия Медведева ("Евразийский Дом", Россия)

Обсудить публикацию на форуме