Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

От Сибири до московских улиц заметен распад инфраструктуры

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Огромная сибирская ГЭС, былая гордость советских инженеров, изображена на банкноте во всех подробностях - вплоть до машинного и турбинного залов (так в тексте, - прим. перев.), разрушенных в прошлом месяце ворвавшейся в них стеной воды. Тогда погибло 75 человек, а производство энергии остановилось на неопределенный срок. Эта катастрофа подчеркнула скверное состояние инфраструктуры в России и неспособность правительства справиться с проблемой.

Тем из россиян, которые хотят видеть Саяно-Шушенскую гидроэлектростанцию во всей ее былой славе, нужно просто достать из кошелька десятирублевку.

Огромная сибирская ГЭС, былая гордость советских инженеров, изображена на банкноте во всех подробностях - вплоть до машинного и турбинного залов (так в тексте, - прим. перев.), разрушенных в прошлом месяце ворвавшейся в них стеной воды. Тогда погибло 75 человек, а производство энергии остановилось на неопределенный срок.

Эта катастрофа подчеркнула скверное состояние инфраструктуры в России и неспособность правительства справиться с проблемой.

Следствие еще не отчиталось о причинах катастрофы, однако, так как терроризм и человеческий фактор оно уже исключило, остается, как многие думают, одно - техническая халатность.

В ней обвиняют оператора станции - компанию 'РусГидро', не выделившую средства на необходимый ремонт, несмотря на крайне благоприятный год, за который и без того высокие прибыли компании выросли на 34 процента.

Спустя неделю после трагедии президент России Дмитрий Медведев заявил, что случившееся должно стать предостережением.

'Системы контроля безопасности, инфраструктура российских предприятий в целом в настоящий момент требуют предельного внимания, - заметил президент. - В ряде случаев эта инфраструктура неэффективна и нуждается в безотлагательной модернизации, иначе мы будем расплачиваться самыми тяжелыми вещами'.

Знакомая проблема

Трудности с инфраструктурой для России не новость. Как сообщает со ссылкой на Министерство по чрезвычайным ситуациям финансовая газета 'Коммерсант', плотина Саяно-Шушенской ГЭС считалась потенциальной опасным объектом еще с 1998 года.

На этой неделе Аудиторская палата России заявила, что в своем отчете двухлетней давности она предупреждала о том, что до 85 процентов электростанции нуждалось в срочном ремонте (так в тексте, на самом деле речь шла о 85-процентном износе части оборудования ГЭС, - прим. перев.). Однако этот отчет не получил широкой огласки, что свидетельствует о распространенном среди российского чиновничества отвращении к гласности.

Распад Советского Союза и недавний экономический кризис подорвали финансирование и государственный надзор во всех областях - от дорог и общественного транспорта, до газо- и водоснабжения.

Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС попала в заголовки газет, однако для большинства россиян жизнь уже давно представляет собой устойчивый поток мелких бедствий: рытвины на дорогах, ржавые трубы, опасность пожаров, низкокачественные стройматериалы.

Эта проблема стояла остро даже в период экономического благоденствия России, когда стабилизационный фонд страны - созданный, в том числе, для финансирования расходов на инфраструктуру - превышал более 150 миллиардов долларов.

Однако экономические советники Кремля, многие из которых - либералы-рыночники, утверждали, что внутренние инвестиции будут способствовать росту инфляции, и что излишки следует тратить исключительно на выплату внешнего долга.

Сейчас стабилизационный фонд должен сыграть роль экономического буфера на время кризиса. Роланд Нэш (Roland Nash), главный стратегический аналитик московского инвестиционного банка 'Ренессанс Капитал' считает, что Россия упустила возможность ввести необходимые улучшения.

'Страна, в сущности, недостаточно инвестировала в инфраструктуру последние 20 лет, поэтому существует насущная необходимость инвестиций в общероссийском масштабе, - говорит он. - До сих пор их было немного. Частично это связано с кризисом'.

Дорога в никуда

Однако, по мнению экспертов, дело не только в нехватке денег. Важно и то, как фонды расходуются.

Мало где это видно с такой наглядностью, как в столице. Москва славится своей страстью к самосовершенствованию. Хотя за последний год темпы строительства несколько замедлились, продолжается работа над множеством грандиозных проектов, включая масштабный проект автострады, который должно смягчить печально известные московские проблемы с городскими пробками машин.

Дорога со множеством туннелей должна пройти напрямую от аэропорта 'Шереметьево' на севере Москвы до Пушкинской площади и Кремля в центре города. Проект был принят городскими властями еще до кризиса. Для него характерны все проблемы, которые , по мнению критиков вообще типичны для крупных инфраструктурных проектов - небрежное планирование, недостаток общественной поддержки и привкус коррупции.

'Дорогу собираются превратить в автостраду, - объясняет Алексей Клименко - член московского архитектурного совета, выступающий против проекта, считая, что он будет только вызывать пробки и портить жизнь обитателям окрестных домов. - Без светофоров, прямо до Кремля. Во всем мире никто не строит автострады рядом с жилыми домами, это запрещено'.

Эксперт по транспорту Михаил Блинкин, консультировавший городское и федеральное правительства, так же считает, что строить автостраду неразумно, и что она только увеличит трудности с трафиком.

По его словам, это - очередной монументальный проект, из тех, что так любят городские и государственные власти, однако в действительности дорожных проблем он не решает.

'Когда у России был щедрый бюджет и хорошие бюджетные возможности - то есть в последние семь или восемь лет, в стране, в отличие от Индии или Китая не начался бум дорожного строительства. Не было ни единого признака, - говорит Блинкин. - Мы почти ничего не построили, хуже того, мы строили дороги только для отчетности'.

Больше 15 миллионов россиян не имеют доступа к федеральной системе автострад и менее половины федеральных трасс удовлетворяют федеральным же стандартам качества. Министерство экономического развития утверждает, что страна теряет ежегодно почти 3 процента ВВП по причине плохих дорог.

Управленческий стиль

В Москве, бессменный мэр которой Юрий Лужков - не только правитель, но и горожанин, ситуация с дорогами обстоит получше.

Клименко поделился с нами популярной байкой о Лужкове, который, по его словам хорошо характеризует как управленческий стиль мэра, так и проект автострады. Лужков застрял в пробке на Пушкинской площади в центре Москвы, и начал 'звонить всем подряд, браниться и требовать, чтобы пробок больше на Пушкинской не было'.

Тут-то главный архитектор города и решил проложить под площадью туннель, - говорит Клименко.

Мэрия Москвы, между тем, отказалась комментировать проект автострады.

Оппозиционный политик Владимир Милов, бывший заместитель министра энергетики, заявил русской службе RFE/RL, что единственный способ обеспечить безопасность строительных проектов от дорог до плотин - поставить все решения и финансирование под контроль независимых организаций.

'Нужны независимые структуры, - говорит Милов. - Причем я считаю, предпочтительно, чтобы это были структуры, которые представляли бы общественные организации, гражданское общество, которые имели бы доступ к анализу информации о том, что происходит на этих объектах, как там соблюдаются требования безопасности, и рассказывали об этом обществу. Мы должны знать'.

________________________________________________________

На фоне разорения заводов и фабрик Россию охватывают протесты против Путина ("The Guardian", Великобритания)

Кризис наносит тяжелый удар по инфраструктурным проектам в России ("Business New Europe", Великобритания)

Обсудить публикацию на форуме