Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Создание новой системы безопасности на Кавказе неизбежно

Какую роль будет играть Армения в этой новой системе?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прошло довольно много времени с тех пор, как Запад и НАТО заявили о своих интересах на Южном Кавказе, и это уже начинает становиться реальностью и приобретать более четкие контуры.

Прошло довольно много времени с тех пор, как Запад и НАТО заявили о своих интересах на Южном Кавказе, и это уже начинает становиться реальностью и приобретать более четкие контуры.

Американские должные лица уже открыто говорят о том, что у них есть договоренности с Грузией о размещении в этой стране американских военных баз до 2015 года (программой будет руководить бывший вице-президент США Дик Чейни). В то же время участились разговоры о том, что США планируют разместить на территории Азербайджана противоракетные системы защиты, а также намерены совместно с Россией использовать Габалинскую радиолокационную станцию. Азербайджанский политолог Зардушт Ализаде отмечает, что США намерена пользоваться этой станцией вместе с Россией, чтобы 'уменьшить беспокойство Москвы по поводу американской политики'. Если к этому добавить и то, что у США уже есть конкретные договоренности о размещении военных баз в государствах Средней Азии, при всем том, что американские войска должны обеспечивать внутреннюю стабильность и безопасность этих стран, становится ясно, что все это приведет к созданию на Южном Кавказе новой системы безопасности и формированию новой платформы.

Очевидно, что с формированием новой системы безопасности Запад планирует не только увеличить свое влияние в регионе, а, что важнее, обеспечить таким образом беспрепятственную сухопутную дорогу с Каспийским регионом и дойти до Средней Азии. Заинтересованность Запада в открытии армяно-турецкой границы нужно рассматривать именно в этом контексте. Для Запада армяно-турецкая граница не только граница между Арменией и Турцией, а дверь, через которую можно выйти к Каспийскому бассейну и к Средней Азии. Нужно учитывать и то, что в этом вопросе большую роль играет Турция, которая, увеличивая свое влияние в сторону Запада, вместе с собой приведет и западные системы безопасности. Во всем этом процессе большую роль играет также открытие армяно-турецкой границы, и если это не станет реальностью, весь процесс станет под большим вопросом.

Самым большим препятствием может стать Россия и единственная система безопасности на Южном Кавказе - Организация Договора о коллективной безопасности, членом которой является Армения. Но очень важно - насколько может ОДКБ препятствовать неизбежному входу Запада в регион в случае открытия армяно-турецкой границы и размещения американских военных баз в Грузии и Азербайджане? Что будет делать Россия в этом случае? Не исключается, что Москва, сознавая, что препятствовать созданию новой системы безопасности выше ее сил, попытается найти точку соприкосновения с новыми игроками, и тогда появятся грани сотрудничества.

Независимо от того, будет ли Россия сотрудничать с западными силами, вошедшими в регион Южного Кавказа или пойдет на столкновение с ними, Армения должна серьезно задуматься - какова будет ее роль в новой системе безопасности, сможет ли она вести политику, созвучную с новой реальностью, каковы будут армяно-иранские отношения, не будет ли необходимо пересмотреть Стратегию национальной безопасности, согласно которой Турция и Азербайджан рассматриваются как враги?

В связи с этим, политолог Рубен Меграбян в беседе с нами сказал: 'Если сбудутся договоренности о размещении американских военных баз, то это будет означать одно - изменение системы безопасности в кавказском регионе. А готова Армения к этому или нет, это не играет и не будет играть никакой роли в этом процессе. В конце концов, если Армения не будет готова к этому, ее быстро подготовят и привлекут к вновь сформировавшейся системе'. По мнению политолога, Армения должна сделать все, чтобы соответствовать стандартам и требованиям 21-го века, сделать их стилем жизни и в государственной системе и в образе мышления общества. 'Да, Армения должна быть готова к новым развитиям, но все мы видим, что она не готова ни к чему', - говорит политолог.

На вопрос - сможет ли ОДКБ самостоятельно сопротивляться этим изменениям, или будет вынуждена смириться с той реальностью, в соответствии с которой западная система безопасности будет присутствовать на Кавказе, Р. Меграбян ответил: 'Збигнев Бжезинский в своей известной публикации предлагал, чтобы Североатлантический альянс нашел грани сотрудничества с ОДКБ. Но если речь о 2015 годе, я серьезно сомневаюсь - будет ли к этому времени существовать ОДКБ, или нет? Думаю, что Россия не может вечно сопротивляться тому 'Main stream'-у, который властвует от Ирана до Запада. В конце концов, Россия сама с цивилизационной точки зрения Европа, и думаю, рано или поздно, в России это поймут. Но если будут сопротивляться этим изменениям, не думаю, что у них это получится'. Что касается того, пострадают ли наши отношения с Ираном в случае такого развития событий, политолог отметил, что эти отношения никак не связаны ни с какой конъюнктурой и на всех поворотах останутся добрососедскими и взаимовыгодными, так как Армения не сделает никакого антииранского шага.

Депутат Национального Собрания Армении Степа Сафарян тоже считает, что формирование новой системы безопасности в Кавказе неизбежно. 'После того, как между Грузией и США был подписан меморандум о стратегическом и военном сотрудничестве, а США после Бухарестского саммита НАТО объявили, что так или иначе, но Грузия и Украина станут членами НАТО, стало очевидно, что архитектура безопасности на Кавказе изменится', - сказал он, в то же время выразив сомнение в том, что действующий президент и министр иностранных дел Армении предполагают возможность такого развития событий и включают ее во внешнеполитическую концепцию Армении. По мнению С. Сафаряна, эти развития и нормализация отношений между Арменией и Турцией находятся в рамках той же логики и являются вопросами, дополняющими друг друга. С этим связано то, что в развитии армяно-турецкого процесса лидирует Запад. 'Эти два вопроса не могут не быть связанными друг с другом и не могут не влиять друг на друга. При этом, в случае такого развития событий, баланс сил нарушается в пользу Запада, и Армения может оказаться под весьма грамотно оказанным международным давлением, когда руководство Армении вынуждено будет принимать те решения, которые не будут выгодными для страны. Такое нарушение силового баланса лишит Армении возможности уклоняться и создавать противовесы к возможным развитиям', - сказал он.

Анализируя реакцию России и ОДКБ на усиление влияния Запада, депутат от фракции 'Наследие' отметил: 'Не думаю, что ОДКБ смирится с этим. Это показала августовская война 2008 года и последующее создание Коллективных сил быстрого реагирования, а также то, что РФ по каждому поводе объявляет о том, что не будет отступать перед интересами Запада. А значит, велика вероятность того, что конкуренция и противостояние между Западом и Россией станут более интенсивными. А к каким вспышкам приведет все это, трудно предсказать. Трудно предсказать и то, что если Армения окажется в новой системе безопасности, будет ли она двигаться вперед, используя старые привилегии, или приспособится к новой реальности'.

Перевод: Гамлет Матевосян

Обсудить публикацию на форуме

____________________

Тучи войны над Кавказом ("The Wall Street Journal", США)

Жесткая сила ("The Financial Times", Великобритания)