Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иран обхаживает арабские государства на фоне угрозы жестких санкций

© ReutersМинистр иностранных дел Ирана Моттаки выступает на 6-м Международном институте стратегических исследований региональной безопасности на высшем уровне в Манаме
Министр иностранных дел Ирана Моттаки выступает на 6-м Международном институте стратегических исследований региональной безопасности на высшем уровне в Манаме
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На официальном уровне отношения между Ираном и лидерами соседних арабских государств скорее можно назвать вежливыми, хотя они и лишены теплоты. Однако, если взглянуть глубже, то подозрения в отношении Ирана в западной части Персидского залива, как представляется, значительно усилились.

На официальном уровне отношения между Ираном и лидерами соседних арабских государств скорее можно назвать вежливыми, хотя они и лишены теплоты. Однако, если взглянуть глубже, то подозрения в отношении Ирана в западной части Персидского залива, как представляется, значительно усилились.


Проведенное компанией YouGov по заказу катарского (Qatar) форума  The Doha Debates исследование, результаты которого были опубликованы на прошлой неделе, показывает, что на арабской стороне Персидского залива 80 процентов опрошенных не верят утверждениям Ирана о том, что эта страна не пытается создать атомное оружие.


Это исследование общественного мнения, в ходе которого месяц назад было опрошено 1000 человек в 18 арабских странах, показало, что для большинства Иран является большей угрозой безопасности, чем Израиль, при этом треть респондентов полагают, что Иран с такой же вероятностью может угрожать арабским странам, как и Израиль.


Так, например, министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки (Manouchehr Mottaki) столкнулся с определенными сложностями, когда он на прошлой неделе прибыл в Бахрейн (Bahrein) для участия в саммите по вопросам безопасности, организованном Международным институтом стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies).


Иранские официальные лица попытались использовать это мероприятие – а политики высокого ранга с обеих сторон Персидского залива редко проводят такие открытые встречи друг с другом, - для того, чтобы заручиться поддержкой арабских государств, в то время как Запад рассматривает вопрос о введении более жестких санкций.


Господин Моттаки заявил, что Иран готов урегулировать любые «разногласия» относительно сделанного в 1971 году  заявления, в котором предреволюционное правительство в Тегеране признало на определенных условиях независимость Бахрейна. Он также открыл дверь для возобновления переговоров с Объединенными Арабскими Эмиратами (United Arab Emirates) по поводу принадлежности островов Абу Муса (Abu Moussa), а также Большого и Малого Тонба (Greater and Lesser Tunbs), права на которые предъявляют обе стороны. «Обе стороны могут обсудить любые вопросы и в результате переговоров найти решения», отметил он.


Отношения между Ираном и его непосредственными арабскими соседями испытывали как взлеты, так и падения. Арабские страны Персидского залива активно поддерживали баасистский режим в Ираке во время войны 1980-88 годов с Ираном. С тех пор некоторые из арабских государств - в первую очередь Дубаи (Dubai) и Оман (Oman) – установили более тесные связи за счет торговли и инвестиций, тогда как Катар (Qatar) установил прочные дипломатические отношения с исламским режимом. Все это происходит, несмотря на озабоченность других стран относительно вмешательства  иранских шиитов в арабские дела.


Министр иностранных дел Бахрейна Халид бин Ахмед аль-Халифа (Khalid bin Ahmed al-Khalifa) заявил, что западные страны лишь бегло проконсультировались с арабскими государствами по вопросу о ядерном диалоге с Ираном. Многие полагали, что США и европейские государства «ведут переговоры за нашей спиной», отметил шейх Халид. Кроме того, арабские государства Персидского залива выступают против введения любых санкций, от которых может пострадать иранский народ, добавил он.


Мустафа Алани (Mustafa Alani) - аналитик по вопросам безопасности расположенного в Дубаи (Dubai) Исследовательского центра Персидского залива (Gulf Research Centre) считает, что шесть арабских стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Gulf Co-operation Council), не имеют общей стратегии относительно Ирана.


«Отношения Омана лучше, чем отношения Саудовской Аравии (Saudi Arabia), и иранцы используют существующие разногласия, - подчеркнул господин Алани. – Задача Ирана состоит в том, чтобы договориться с США о пакетном соглашении, тогда как его отношения с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива и даже с Европой носят второстепенный характер… Они хотят быть признанными в качестве региональной державы и они считают, что такую сделку можно заключить с администрацией Обамы».


Иран заявил о том, что он продолжит реализацию своей ядерной программой как с иностранной помощью, так и без нее, что  делает возможным введение более жестких санкций.


США, Россия и Франция предложили сделку, по условиям которой Иран будет экспортировать большую часть своих запасов низкообогащенного урана, который затем будет дообогащаться в Европе и возвращаться в Иран, и при этом будет осуществляться строгий контроль за этим сырьем. Тегеран не согласился с этим планом и выразил свой протест по поводу того, что альтернативный план игнорируется.
«Что они имеют в виду, когда говорят, что Иран не дал ответа? – спрашивает господин Моттаки. – Иран предложил средний вариант, компромиссное решение».


Западные официальные лица на саммите Международного института стратегических исследований  (IISS)  заявили, что контрпредложение Ирана – а господин Моттаки подтвердил, что его стране нужны 10 или 15 атомных электростанций для производства электричества – получит вежливый, но твердый отказ в Вашингтоне, где уже разрабатываются планы введения более жестких санкций.


Бывший министр обороны США Уильям Коэн (William Cohen) назвал комментарии господина Моттаки «коварным ударом по глазам», направленным против международного сообщества. «Совершенно ясно, что нужно делать, - подчеркнул он. – Если они так решительно настроены продолжать свою мирную ядерную программу, то зачем отказываться от российского предложения?».


Господин Коэн отметил, что призыв к более активному участию арабских государств в переговорах по ядерному вопросу нашел положительный отклик, однако маловероятно, что это сможет изменить политику Запада. «Сейчас речь идет о времени, а  Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и ООН уже слишком долго ведут переговоры, и сейчас многие считают, что время для принятия дипломатического решения истекает».