Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сокращение ядерных вооружений – да, но бомб у США останется еще много

Обама формирует стратегию, направленную на сокращение тысяч боеголовок, однако оставляющую возможность «нанесения первыми» ядерного удара и позволяющую сохранить ужасающую разрушительную мощь

США не откажутся от ПРО ради сокращения СНВ picture
США не откажутся от ПРО ради сокращения СНВ picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ожидается, что когда будет, наконец, обнародована долгожданная, несколько уже запаздывающая с выходом стратегия ядерной войны президента Барак Обама, можно будет увидеть, что американский арсенал ядерных боеголовок в ней сокращается на тысячи единиц, но сохраняется вызывающая ожесточенные споры возможность «нанесения первыми» ядерного удара.

Ожидается, что когда будет, наконец, обнародована долгожданная, несколько уже запаздывающая с выходом стратегия ядерной войны президента Барак Обама, можно будет увидеть, что американский арсенал ядерных боеголовок в ней сокращается на тысячи единиц, но сохраняется вызывающая ожесточенные споры возможность «нанесения первыми» ядерного удара.

В последние дни официальные лица из Белого дома расхваливают план Обамы за сокращение тысяч запасных боеголовок, хотя большая часть этих сокращений коснется оружия постоянного поражения, которое уже хранится на складах.

Даже если Обама вполовину сократит число ядерных боеголовок, находящихся в состоянии боевой готовности, то есть примерно до 2 тысяч, - это все равно будет в четыре раза больше существующих на планете 500 городов с населением более миллиона жителей, в которых сосредоточено два миллиарда жителей земли. И каждая их этих боеголовок по-прежнему будет более мощной, чем бомбы, разрушившие Нагасаки и Хиросиму.

Новый «Обзор ядерной политики» (Nuclear Posture Review), который должен был выйти первого марта, появится в открытой печати в ближайшие недели.

Обама, чуть более года назад дававший обещания «стремиться к безопасности и миру без ядерных вооружений во всем мире», все еще не решил, насколько резко он хочет изменить стратегию США в области ядерных вооружений, помимо сокращения числа боеголовок, имеющего в значительной мере чисто символическое значение.

Даже раздавая широкие обещания прошлой весной в Праге, Обама сделал достаточно предусмотрительную оговорку, заметив, что мир без ядерных вооружений «будет достигнут не скоро – может быть, я до этого не доживу».

Никто не ждет, что Обама откажется от возможности нанесения первыми ядерного удара, хотя, возможно, он ограничит его ситуацией необходимости сдерживания ядерного нападения. Предполагается также, что будут выведены ракеты и ядерные боеголовки США среднего радиуса с баз, расположенных в Европе.

«Решение об отказе применения первыми ядерного оружия, скорее всего, так и зависнет в воздухе», - говорит Иван Эрлих, вице-президент программы стратегической безопасности Федерации американских ученых. В эту группу вошли те, кто разрабатывал первую атомную бомбу, а теперь борется за сокращение числа и роли ядерных вооружений. «Это, видимо, будет большой скачок. С какой это стати президент Америки стал бы отказываться от права упреждающего удара? На Обаму оказывают давление многие члены его собственной партии, требуя резких достижений в направлении меньшей опоры Америки на свои ядерные возможности как на центральное звено военной политики, - и в то же время многие критики упрекают главнокомандующего в отсутствии военных доблестей, необходимых для руководства единственной оставшейся сверхдержавой».

Ядерная головоломка еще сильнее усложняется противоречивыми стремлениями добиться расположения Китая, противостоять Ирану и Северной Корее с их ядерными программами и возобновить заглохшие переговоры о ядерном разоружении с Россией.

Возможно, намного больше значение, чем число боеголовок, имел бы пересмотр всей ядерной политики Америки с уточнением, какие именно угрозы и какие противники могли явиться оправданием потенциального пуска ядерных боеголовок.

«В нашем «Обзоре ядерной политики» уменьшена роль в национальной стратегии безопасности и сокращено число единиц ядерного вооружения», - говорил  Обама в заявлении, подготовленном для выступления на встрече в рамках программы  Global Zero в Париже в прошлом месяце.

Однако решение не считать некоторые угрозы достойными ядерного ответа может потребовать выхода на сцену новых типов оружия – ракет с обычными боеголовками дальнего диапазона действия, что, в свою очередь, породит новую неопределенность. Другие великие державы – включая Китай и Россию – хотят быть уверенными, что межконтинентальные ракеты, выпущенные, например, по лагерю террористов в Пакистане или по северокорейскому бункеру, не несут ядерных боеголовок.

Ядерная стратегия «холодной войны» была проста: гарантированное полное взаимное уничтожение означало, что и Соединенные Штаты Америки, и Советский Союз обладают достаточной ядерной мощью, чтобы выжить после первого катастрофического удара и гарантированно уничтожить другую державу. Это делало ядерное нападение самоубийством.

Как это ни парадоксально, ядерная стратегия США после окончания «холодной войны» предусматривает скорее рост, чем сокращение использования ядерных вооружений. Президенты Билл Клинтон и Джордж Буш расширили список объектов ядерного нападения, включив в их число случаи упреждающего нападения с целью сдержать возможное применение химического и биологического оружия, а также допуская возможность использования ядерного оружия против негосударственных  субъектов.

«Если бы кто-нибудь после окончания эпохи «холодной войны» высказал предположение, что стратегический военный план через 20 лет будет включать еще больше вариантов на случай непредвиденных обстоятельств со стороны противника, никто бы этому не поверил как мало реалистичным домыслам, - говорит представитель FAS (Федерация американских ученых). – Между, тем именно такой план и разработан».