Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

У региональных альянсов ограниченный успех в постсоветском пространстве

© POOL / Перейти в фотобанкСаммит ЕврАзЭС в Астане
Саммит ЕврАзЭС в Астане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последний российский проект по интеграции – это таможенный союз для постсоветского пространства. Москва пытается создать сильные региональные группы со времен распада Советского Союза, но успехи пока невелики. Сможет ли Россия стать магнитом для бывших советских государств?

Последний российский проект по интеграции – это таможенный союз для постсоветского пространства. Москва пытается создать сильные региональные альянсы со времен распада Советского Союза, но успехи пока невелики.

Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, который был создан в январе 2010 года, полностью вошел в действие первого июля, убрав таможенные границы между тремя странами.

Москва хотела бы видеть присоединение других стран к союзу, но девальвация белорусского рубля ранее в этом году пошатнула его, и его судьба может оказаться такой же, как и судьба предыдущих попыток региональной интеграции, которые были начаты с великими надеждами, но постепенно стали бесполезными.

Одной такой попыткой стало Содружество независимых государств (СНГ), основанное в декабре 1991 года Россией, Белоруссией и Украиной незадолго до официального развала Советского Союза. Еще восемь бывших советских республик вскоре присоединились, хотя три балтийские нации решили остаться за пределами содружества, так как они уже уверенно смотрели в направлении Европы.

Грузия была нерегулярным партнером, а Украина всегда считала себя участником, а не полноценным членом, так никогда и не ратифицировав устав СНГ.

«СНГ было похоже на что-то типа ликвидационной ассоциации для Советского Союза, и все больше теряло какую-либо политическую значимость»,  - сказал Ханс-Хеннинг Шредер (Hans-Henning Schröder ) из Немецкого института международной политики и безопасности.

«Но с тех пор, - добавил он, - Россия несколько раз пыталсь объединить хотя бы несколько республик региона в экономический или политический альянс и создала несколько региональных организаций в последние годы».

«Но ни одна из них не функционировала так, как предполагалось», - сказал Шредер.

Альянсы по экономике и безопасности


Другие региональные группы включают в себя Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), созданное в 2000-м году, Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с 2002 года, Союз России и Белоруссии, сформированный в 1996 году, а также ГУАМ – Организацию демократии и экономического развития, которая объединила Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию в 1997 году.

Целью ЕврАзЭС являлось снижение торговых барьеров и облегчение таможенных требований между членами организации, включая Россию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Белоруссию.  ОДКБ, который включает в себя Армению, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Россию, Узбекистан и Белоруссию, ставит своей задачей обеспечение безопасности, суверенности и территориальной целостности членов. 

ГУАМ, который был создан как противовес России, служит в качестве альянса безопасности между Грузией, Азербайджаном и Молдавией, а Турция обладает статусом наблюдателя. Но из-за меняющейся геополитической ориентации его членов он потерял важность, как и большинство остальных региональных групп.

Самым амбициозным проектом по интеграции в постсоветском пространстве стал Союз России и Белоруссии, далеко идущее соглашение между двумя странами. Он был основан президентом Борисом Ельциным и белорусским лидером Александром Лукашенко в 1996, а его целью являлась гармонизация политических и экономических различий между двумя нациями, ведущая к созданию федерации, подобной Советскому Союзу, с общим президентом, парламентом, гимном, конституцией, армией, гражданством и валютой.

Лукашенко даже однажды надеялся на президентство в союзе, но отошел от этих планов, когда Владимир Путин стал российским лидером в 2000 году. Между тем, двусторонние отношения пострадали после конфликтов между двумя странами.

«Более близкая интеграция России с Белоруссией не произойдет, по моему мнению», - сказал Эберхард Шнайдер (Eberhard Schneider) из Центра европейско-российского сотрудничества «ЕС-Россия».  Он также считает, что вряд ли существует возможность реинтеграции бывших советских республик, однако группировки трех-четырех стран возможны, учитывая связи между Россией, Белоруссией, Казахстаном и, как надеется Москва, Украиной.

Недавний организованный Москвой Таможенный союз  - это трехсторонняя ассоциация,  которую Москва хочет расширить, включив Киев. Однако Украина ведет переговоры с ЕС с 2008 года по вступлению в зону свободной торговли, что вскоре может стать реальностью.

Согласно эксперту по Восточной Европе  Герхарду Симону (Gerhard Simon), Киев не сможет подписать соглашение по свободной торговле с ЕС и присоединиться к Таможенному союзу с Россией, Белоруссией и Казахстаном в то же время. В конце концов, говорит эксперт по безопасности Карстен Воигт (Karsten Voigt), крупные политические партии на Украине гораздо более заинтересованы в развитии ориентации в сторону ЕС, чем в повороте к востоку.

Поглядывая в сторону ЕС или Китая

Кроме трех балтийских государств несколько бывших советских республик сейчас являются членами ВТО, включая Армению, Грузию, Молдавию, Киргизию и Украину. Вряд ли они будут заинтересованы в замене выгод по глобальной торговле, которые приносит членство в ВТО, в обмен на место за столом таможенного союза, управляемого Россией.

Но может ли Россия однажды стать магнитом для бывших советских государств? Если да, то ей придется далее развивать свой экономический потенциал, согласно Шредеру.

Российская экономика сейчас серьезно зависит от экспорта нефти и сырьевых материалов. С точки зрения технологий страна не является привлекательной и очень нуждается в модернизации. К тому же, Европа и Китай более успешны экономически.

«Западные нации СНГ – Белоруссия, Украина и Молдавия – имеют ввиду ЕС, - сказал Шредер. - А страны Центральной Азии, наоборот, поглядывают на Китай».