Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Из Москвы во Владивосток: японские иномарки угрожают Сибири, ч. III

Путешествие французов автостопом из Москвы во Владивосток. Тюмень, Омск

© РИА Новости / Перейти в фотобанкАвтомобили, прибывшие на одном из судов из Японии, во Владивостокском порту
Автомобили, прибывшие на одном из судов из Японии, во Владивостокском порту
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Повсюду в Сибири водители не отказывают себе в удовольствии купить подержанную японскую иномарку с правым рулем. Если в Японии с ее левосторонним движением это в порядке вещей, в России, где все ездят по другой стороне улицы, такая ситуация чревата большими проблемами. Плохой угол обзора в момент обгона заставляет водителей отклоняться вправо, а затем вслепую бросаться налево.

Рельеф становится плоским, но в дороге нас ждут осложнения: автобусов становится все меньше, что вынуждает нас воспользоваться услугами рисковых таксистов. 

Пейзаж резко меняется всего за несколько километров. Оставив позади последние отроги Урала, он становится плоским, теряет всю рельефность и превращается в бесконечную равнину под бескрайним небом. Бег облаков над нашими головами внезапно ускоряется. А внизу, линии электропередач, которые были неотъемлемой частью окружающей картины на протяжении первых 2000 километров нашего пути, сходят на нет. Все изменилось: мы вступаем в Сибирь.   

Свердловская область довольно быстро уступает место Тюменской. Она поистине огромна, как и сама Сибирь. К тому же это единственный субъект федерации, который идет через всю Россию с севера на юг, от берегов Северного Ледовитого океана до границ Казахстана. Какова ее площадь? Почти 1,5 миллиона квадратных километров. Что в два с лишним раза больше Франции.

Кто в Западной Европе знает хоть что-нибудь о Тюменской области? И напрасно: помимо гигантских размеров регион может похвастаться крупнейшими запасами нефти и газа в России. Эти богатства притягивают смельчаков на север, за 60-й градус северной широты, где расположены такие покрытые льдом города как Сургут, Нижневартовск и Нефтеюганск.

Наша машина останавливается в столице области Тюмени. Следующая остановка на нашем пути – это Омск, который расположен в 650 километрах на восток. Тем не менее, мы находим всего лишь один автобус, который едет в Ишим, на середину пути. Ишим? Раньше мы никогда о нем не слышали. Ну и ладно! Главное – это двигаться вперед, пусть даже наш следующий пункт назначения и не привлекает туристов. В автобусе всего восемь человек: водитель, семейная пара с маленькой девочкой, двое одиноких людей и мы.

Коньяк с куском сала

На место мы приезжаем к 10 вечера. Взглянув на расписание автобусов, мы понимаем, что отсюда до Омска на них не добраться точно так же, как и из Тюмени. Однако в любом случае сейчас уже слишком поздно. Остается лишь подыскать гостиницу. К нам подходит сидевшая в автобусе пара: «Вам будет трудно найти номер, пойдемте лучше к нам!» Присутствие девочки снимает все опасения. После обязательных в таком деле протестов, мы соглашаемся. «Я Саша», - протягивает руку мужчина. 

Мы садимся в машины, выезжаем из города и направляемся в находящуюся неподалеку деревню. Нас подвозят к небольшому деревянному дому, настоящей избе. Саша отводит нас в спальню, где нас решили устроить на ночь. Он сам, его жена, дочь и свояченица берут матрацы и укладываются спать на полу в соседней комнате.

Хозяйка дома Ольга хлопочет на кухне. Всего через несколько минут она ставит на стол картошку, салат из помидоров и огурцов, маринованные огурцы, рыбу и нарезанное сало. Саша же достает бутылку коньяка и, не спрашивая, наполняет наши стаканы. «За встречу!» - говорит он.

Мы узнаем, что семья приехала сюда в отпуск и в обычное время живет на севере, в Сургуте, где зарплата гораздо лучше. Оба супруга - преподаватели, однако Ольга недавно вышла на пенсию на пять лет раньше положенного возраста – в этом еще одно преимущество, которым пользуются все, кто работает и живет в северных широтах.

В понедельник утром Саша не хочет отпускать нас, не показав предварительно свои владения. Он начинает с великолепного огорода, где, кажется, собрались овощи и фрукты со всех концов России: помидоры, кабачки, баклажаны, горох, огурцы, клубника, малина, смородина и многое другое. Потом он отводит нас на огромное картофельное поле.   

Авария и снова в путь

Во дворе находится дверь в огромный погреб, где продукты могут храниться целый год. Впечатляюще. И все же новому поколению не сравниться с предыдущим. В конце экскурсии Саша показывает нам пустое стойло, где раньше жила корова, и сарай, где болтаются старые рыболовные сети. Все, что только нужно для натурального хозяйства.  

Нет ни одного автобуса? Что ж, чтобы добраться до Омска, до которого ехать около 350 километров, нам остается только взять такси. Шофер забирает нас у дома наших новых друзей, а затем отправляется на заправку, где заливает полный бак. Затем этот человек с широким скуластым лицом и раскосыми глазами удобно устраивается на сиденье, размашисто крестится и давит на газ.  

Машина мчится на скорости больше 100 километров в час по двухполосной дороге. Покрытие в целом неплохое, но не больше. В битуме время от времени попадаются рытвины, из-за которых автомобиль ощутимо встряхивает. Да и вообще движение довольно плотное. Чтобы сохранить скорость, мы при любой возможности обгоняем грузовики. В таких условиях искусство вождения обычно заключается в том, чтобы предвидеть возможную опасность.  

Наш водитель, по всей видимости, с ним не знаком. Он демонстрирует раздражающую манеру висеть на хвосте у грузовика перед тем как его обойти. Когда из-под идущей перед нами фуры выныривает огромный кусок металла, у него не остается времени среагировать, и он наезжает на него под скрежет мнущегося железа и разбитого асфальта. Мы останавливаемся на обочине, чтобы рассмотреть таинственный предмет. Им оказалась половина колеса с бритвенно острой кромкой. Наша машина была слишком низкой, чтобы проехать над ним, не задев. Она трогается с места, но теперь начинает имитировать шум пылесоса, как только мы набираем приличную скорость.    

Тем не менее, чтобы произвести впечатление на нашего водителя, этого явно недостаточно. Проехав около 20 километров на небольшой скорости, он замечает небольшой гараж и устанавливает машину перед ним, прямо над вырытой для этих целей ямой. Он разбирает днище автомобиля и отдает поврежденные части хозяину мастерской, лысому великану, который пытается выпрямить их с помощью молотка. Все получается в лучшем виде. Четверть часа и несколько банкнот спустя машина может вновь отправиться в путь, словно ничего и не произошло. Мы снова летим сломя голову.  

Культура риска


Автовокзал Омска готовит для нас неприятный сюрприз. Автобусы здесь ходят только по местным маршрутам и не могут помочь нам добраться до Новосибирска. Таким образом, нам снова приходиться пускаться в путь на такси, что не вселяет особого оптимизма с учетом недавнего происшествия. Тут перед нашим глазами предстает новый источник возможной опасности. 

Повсюду в регионе водители не отказывают себе в удовольствии купить подержанную японскую иномарку. То есть машину с правым рулем. Если в Японии с ее левосторонним движением это в порядке вещей, в России, где все ездят по другой стороне улицы, такая ситуация чревата большими проблемами. Плохой угол обзора в момент обгона заставляет водителей отклоняться вправо в надежде рассмотреть идущий навстречу поток, а затем вслепую бросаться налево.  

Федеральные власти воспринимают эту проблему очень серьезно, так как, по их мнению, автомобили с правым рулем каждый год приводят к гибели многих людей. Тем не менее, когда они намекнули о намерении выступить против импорта подержанных японских иномарок, им пришлось иметь дело с массовыми протестами автомобилистов и торговцев машинами. Оказавшись неготовыми к такому недовольству народа, они решили отказаться от своих планов. И теперь таких бомб замедленного действия становится все больше, а эта проблема в Сибири продолжает обостряться.