Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Следует ли служивших в немецкой армии провозглашать борцами за свободу?

© коллаж ИноСМИГермания и Эстония
Германия и Эстония
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В конце концов, народ Эстонии участвовал во Второй мировой со своими четкими позициями. Американцы и англичане ведь не пришли к нам на помощь, они играли в свою игру. Мы, эстонцы, не можем сравнивать немецкую и советскую оккупацию.

В Министерстве обороны размышляют о том, чтобы провозгласить борцами за свободу всех, кто во Второй мировой войне воевал против советской власти, в том числе и служивших в армии Германии.

За

Андри Оллемаа (Andri Ollema), член правления клуба друзей Эстонского легиона 

Те, кто с оружием в руках боролся против коммунизма, были, конечно, борцами за свободу. Присвоение статуса борцов за свободу вернуло бы этим людям сердечный покой. Шестьдесят оккупационных лет они и без того были вынуждены жить ниже травы.

Разве тогда была иная возможность для эстонцев сражаться во Второй мировой войне в эстонском мундире и за Эстонию? В конце концов, народ Эстонии участвовал в войне со своими четкими позициями. Американцы и англичане ведь не пришли к нам на помощь, они играли в свою игру. Мы, эстонцы, не можем сравнивать немецкую и советскую оккупацию. Я не верю, что воевавших в Красной армии эстонцев можно всех именовать одним именем, но они боролись явно на неправильной стороне. Тех, кого насильно  забрали в Красную армию или трудовые батальоны, наверняка являются жертвами коммунизма. Там многие умерли, и это очень большая трагедия.

В чем упрекали финнов, что они во Второй мировой войне были союзниками Германии и честно говорят о своей Зимней войне и Войне-продолжении? Крик может подняться, но рано или поздно этот цирк утихнет.

Читайте еще: Цвет истории не черно-белый

Против

Давид Всевиов (David Vseviov), историк.
 
Я бы не смог оценивать дела людей, исходя из мундиров, я исходил бы только персонально из деяний конкретных людей. Так, как мы делали это в отношении и другого мундира.



Преступники в военное время были во всяких мундирах. Так же, как мы не можем говорить о Красной армии только как об освободителе или только как о преступнике, не можем мы делать этого и в отношении другой стороны. Воевавшие в немецком мундире для союзников не были автоматически преступниками. Следовательно, они не могут быть автоматически и борцами за свободу. Не верю, что на Западе такую позицию легко защитить. Одевшие немецкий мундир бельгийцы наверняка не борцы за свободу, эстонский контекст здесь, правда, иной.

Нет, очевидно, смысла говорить, какой крик поднимется с восточной стороны – все это можно проигнорировать. Но в нынешней ситуации, учитывая выборную ситуацию в России, нужно ли давать правящей России столь большую пропагандистскую кость? В подобных ситуациях внимание людей направляют в определенное русло, и одним из вариантов было бы маленькое злобное соседнее государство.

Я не считаю, что подобный шаг был бы сейчас разумным. Но ведь и не нужно делать все на уровне лозунгов, почитать людей можно и по-иному. Можно, например, заботиться об их достатке и здоровье.

Перевод: Хейно Сарап