Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В новой оборонной стратегии мало нового

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЦеремония смены командования на американской военной авиабазе "Манас"
Церемония смены командования на американской военной авиабазе Манас
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
И администрация Обамы, и ее противники преувеличивают значение опубликованного на прошлой неделе Плана оборонной стратегии. Сочетание двух факторов – бюджетного давления и перемен в стратегической обстановке - заставляет Пентагон менять стратегию, тактику и процедуры.

И администрация Обамы, и ее противники преувеличивают значение опубликованного на прошлой неделе Плана оборонной стратегии. Администрация гордится своим новым творением и пытается продемонстрировать потенциальным борцам за сокращение бюджета, что Пентагон сам добровольно пошел на все финансовые жертвы, которые он может себе позволить с точки зрения благоразумия. Между тем внутренние противники администрации атакуют ее как слева, призывая к более радикальным сокращениям, так и справа, обвиняя администрацию в том, что она преднамеренно уменьшает американскую военную мощь, чтобы избежать военных операций в будущем.



Между тем на деле План стратегии и стоящий за ним подход – это не начало революционных перемен, а доктрина, ретроспективно одобряющая политику, которой американские вооруженные силы руководствуются уже несколько лет – еще со времен предшествующей администрации.

Читайте еще: Направлена ли новая военная доктрина США против России?

Сочетание двух факторов – бюджетного давления и перемен в стратегической обстановке - заставляет Пентагон менять стратегию, тактику и процедуры. Если не начнется большая война или не случится каких-либо крупных чрезвычайных ситуаций в сфере безопасности, в ближайшие годы бюджет Министерства обороны увеличиваться не будет. Так как цены на новые вооружения и прочие товары оборонного назначения обычно растут быстрее инфляции, Пентагону придется смириться с необходимостью экономить. Поэтому с его стороны мудро было опередить процесс и использовать План стратегии как предлог отменить ряд устаревших программ и сократить еще часть, пока Конгресс не начал проводить сокращения по своему произволу.

Соединенные Штаты давно собирались сократить часть живой силы, компенсировав это оснащением оставшейся части более современными и эффективными технологиями. К тому же доступность защитных технологий для потенциальных противников США продолжает повышаться, и это усиливает заинтересованность США в технологиях для скрытно и быстрого нанесения ударов с большого расстояния.

В сущности, План стратегии очень похож на проект, который мог бы подготовить министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) перед войнами в Афганистане и Ираке. Планировавшийся им переход к «Обороне 2.0» подразумевал создание потенциала для «сетевой войны», с непрерывной связью между американскими частями, превосходство которых в информации и взаимодействии должно было помогать им побеждать более многочисленных соперников.

Новая стратегическая обстановка также дает Пентагону возможность пересмотреть набор и географическое положение миссий и контингентов. Руководство Министерства обороны благоразумно хотели бы в будущем избежать затянутых, сомнительных и дорогостоящих операций по борьбе с повстанцами.


Еще по теме: На посту президента США Ромни намерен защищать Центральную Азию от России

Наиболее вероятные сейчас угрозы отличаются от двух крупных региональных войн, прогнозировавшихся предыдущей концепцией состава сил, которую два десятилетия назад разрабатывали Лес Аспин (Les Aspin) и Колин Пауэлл (Colin Powell). Противодействие оружию массового уничтожения или кибератакам требует меньших по размерам, но лучше оснащенных вооруженных сил.

Кроме того, рост относительной мировой значимости Азиатско-тихоокеанского региона требует соответствующих человеческих, экономических и военных ресурсов. «Новая карта» Пентагона (выражение принадлежит моему коллеге по WPR Томасу Барнетту (Thomas P.M. Barnett)), вполне оправданно фокусируется на восточном направлении, так как Европа и Латинская Америка остаются стабильными, а Африка пока не реализовала собственный потенциал.



План стратегии справедливо рассматривает Ближний Восток и Центральную Азию как своего рода джокера, так как последствия Арабской весны для этого региона по-прежнему непонятны. Пока непосредственным ее эффектом стала смута, однако в долгосрочной перспективе могут последовать и более благотворные последствия.

Наконец, тот факт, что в документе, наконец, ясно сформулированы стратегические приоритеты, которыми будет руководствоваться в ближайшее десятилетие Министерство обороны, можно только приветствовать – как и отсутствие гордыни у авторов плана. На прошлой неделе руководители Пентагона неоднократно заявляли СМИ, что они признают вероятность непредвиденных обстоятельств, которые могут потребовать быстрой смены курса. План стратегии предусматривает, что текущие тенденции в области безопасности более или менее сохранятся, однако Пентагон понимает, что всегда может появиться «черный лебедь», и, если США не будут к этому готовы, они окажутся уязвимыми.

Таким образом, чтобы этот документ мог помочь США достигнуть в будущем их стратегических целей, необходимо предпринять определенные ключевые шаги. Некоторые из них будут включены в проект бюджета на 2013 финансовый год, который будет направлен на Капитолийский холм в ближайшие недели.

Еще по теме: США должны быть готовы сразу к нескольким военным конфликтам

Во-первых, сокращение численности вооруженных сил и бюджета Пентагона не должно происходить слишком резко, так как в мире сейчас наступил, по выражению Министерства обороны, «переломный момент» и в ближайшие годы события могут начать развиваться в самых разных – и зачастую непредсказуемых - направлениях. План стратегии предусматривает, что процесс сокращения можно будет обратить вспять, и что вооруженные силы сохранят необходимые для этого навыки, персонал и технологии. Однако Пентагону должны предоставить возможность сохранить все это на деле, что означает адекватное финансирование резервных сил, в том числе оперативных, а не стратегических.

Во-вторых, в своем предисловии к Плану стратегии президент Барак Обама справедливо отмечает важность всестороннего подхода, рассматривающего дипломатию, помощь в развитии, разведку и прочие невоенные направления как инструменты национальной безопасности. Однако в таком случае администрация и – особенно – Конгресс должны их соответствующим образом финансировать. В особенности Госдепартамент должен будет приложить усилия, чтобы заполнить вакуум, который породит снижение военного присутствия США в таких регионах, как Ирак.

В-третьих, особую важность приобретет благоразумная политика в отношении альянсов. Ожидаемое сокращение сил США в Европе потребует соответствующего изменения роли США в НАТО. Однако, если европейские члены альянса в свою очередь не примут меры по наращиванию своего оборонного потенциала, Америке опять придется приходить на помощь НАТО, как она уже поступала в Боснии и в Ливии. Следует также отметить, что имеющиеся сейчас возможности перебросить больше американских сил в Восточную Европу и в Австралию не должны заслонять того факта, что эти возможности все же ограничены. Большинство стран Азиатско-тихоокеанского региона не потерпят масштабного присутствия американских солдат на своей земле даже в ротационном режима. Даже австралийцы наказали своих лидеров, когда те заявили, что их роль заключается в том, чтобы представлять в регионе интересы Вашингтона.

Наконец, План стратегии также предполагает, что администрация будет добиваться дальнейшего сокращения американских ядерных сил. Это, вероятно, отражает результаты засекреченного анализа ядерной политики, который был подготовлен к декабрю 2011 года. Министерство обороны хочет заменить системы доставки ядерного оружия во всех трех частях триады, но подобный шаг стоил бы сотни миллиардов долларов, которых у военных сейчас нет – впрочем, даже если бы они были, Пентагон предпочел бы потратить их на более полезные обычные вооружения. Если США будут и дальше сокращать свои ядерные силы, они должны будут компенсировать это укреплением обычных сил и противоракетной обороны, чтобы успокоить союзников и сдерживать противников.

C момента окончания холодной войны в Соединенных Штатах господствовал прочный межпартийный консенсус в вопросах оборонной политики, в основе которого лежали идеи сокращения живой силы, разработки компенсирующих технологий, укрепления альянсов и переброски сил в Азию. Именно этот курс и сформулирован в Плане стратегии, и – хотя в этом мире ни о чем нельзя говорить с уверенностью, - он выглядит вполне разумным.

Ричард Вайц - старший научный сотрудник Гудзонского института и старший редактор World Politics Review. Его еженедельная колонка Global Insights выходит каждый вторник.