Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Скромный саммит НАТО в Чикаго

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В работе прошедшего на этой неделе в Чикаго саммита НАТО приняли участие главы государств и правительств стран-членов, а также высокопоставленные представители многочисленных стран-партнеров Североатлантического альянса и сотрудничающих с ним организаций. Саммит оказался менее амбициозным по сравнению с некоторыми предыдущими встречами в верхах.

В работе прошедшего на этой неделе в Чикаго саммита НАТО приняли участие главы государств и правительств стран-членов, а также высокопоставленные представители многочисленных стран-партнеров Североатлантического альянса и сотрудничающих с ним организаций. Саммит оказался менее амбициозным по сравнению с  некоторыми предыдущими встречами в верхах. Что касается самого альянса, то саммит не делал объявлений о новых членах или о графике принятия в ряды НАТО четырех стран-кандидатов. Он не стал собирать средства на коллективные миссии, подобные афганской. При это данная встреча все же выполнила важную функцию, поскольку ее участники вновь подтвердили, что несмотря на экономические проблемы, страны-члены придерживаются тех расплывчатых обязательств, которые они взяли на себя на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 года, когда альянс принял свою новую стратегическую концепцию. В целом саммит также дал возможность союзникам вновь подтвердить коллективную солидарность на фоне возникших недавно разговоров о привязке США к Азии.

Больше всего внимания в Чикаго привлек вопрос о том, как долго НАТО будет продолжать свои широкомасштабные боевые действия в Афганистане. Участники саммита согласовали графики, принятые на саммите в Лиссабоне, и добавили несколько новых промежуточных дат. Члены НАТО и партнеры по коалиции из состава Международных сил содействия безопасности (ISAF) пообещали в принципе сохранить определенное военное присутствие в Афганистане после 2014 года, правда, под другим названием и с другими задачами.

Что касается Афганистана, то лидеры НАТО и их партнеры должны уравновешивать противоречивые требования своей внутренней и международной аудитории. Альянс должен довести до талибов и других афганцев, а также до их соседей в Пакистане, что НАТО будет находиться в Афганистане ровно столько, сколько необходимо для заключения и выполнения справедливого и прочного афганского мирного соглашения. Однако лидеры альянса должны сделать так, чтобы общественность их стран поверила, что коалиционные силы покинут Афганистан, как только это будет возможно, а до этого будут быстро сокращать свои контингенты и масштабы участия. В прошлом лидеры НАТО довольно умело решали вопросы с выводом войск. Они разрешили Канаде и другим странам объявить о том, что их боевые подразделения и части выведены из Афганистана полностью, хотя почти такое же количество войск осталось в стране для выполнения небоевых задач - обучение и оказание советнической помощи афганским силам безопасности. Похоже, что такой же подход будет применен в отношении французов, чей новоизбранный президент Франсуа Олланд пообещал вывести французские войска к концу 2012 года.

Между тем, лидеры стран НАТО и государств-партнеров постарались подчеркнуть свою непреклонную решимость восстанавливать безопасность в Афганистане, а также продемонстрировать свою способность передать к 2014 году все функции по ведению войны афганцам за счет направления в их войска дополнительных инструкторов и советников. Чтобы это произошло, афганское правительство и местные силы безопасности должны преодолеть трудности, связанные с обеспечением надлежащего государственного управления и власти закона, способствовать экономическому развитию и созданию рабочих мест, бороться с коррупцией и наркоторговлей, а также обеспечить безопасность тем членам «Талибана», которые пытаются вернуться к мирной жизни и влиться в афганское общество. Хотя НАТО не несет ответственности за преодоление этих проблем, часть которых следует решать экономическими и дипломатическими средствами, избранная ею афганская стратегия останется заложницей их разрешения.

Саммит не принял никаких существенных изменений в политике НАТО по вопросу противоракетной обороны (ПРО). Страны НАТО продолжат участвовать в интеграции своих программ европейской ПРО с программой США с целью обеспечения всесторонней и всеобъемлющей защиты населения стран альянса, их территорий и войск средствами ПРО. Они также объявили о достижении «промежуточных возможностей». Это значит, что они смогут передать под командование НАТО РЛС в Турции и американский корабль с системой «Иджис» в восточной части Средиземного моря.

В «Обзоре по сдерживанию, обороне и разоружению», который был опубликован в Чикаго, также в основном изложена действующая политика НАТО. Сторонники сохранения в составе альянса тактического ядерного оружия снова одержали верх, заявив о пользе такого оружия как инструмента воздействия на Россию с целью привлечения Москвы к переговорам о сокращении ее гораздо более многочисленных тактических ядерных вооружений. Однако российские военные стратеги не торопятся отказываться от этого оружия, в связи с чем данный вопрос может более остро встать на будущих саммитах, так как европейские страны-члены НАТО не закупают самолеты нового поколения, способные доставлять такое оружие к цели. Альянс предоставил несколько более щедрые гарантии неприменения ядерного оружия против стран, которые таким оружием не обладают, однако при этом сделал важную оговорку о том, что такие страны должны исполнять свои гарантии по ядерному нераспространению.

Несмотря на особое внимание к поддержанию военного потенциала путем реализации инициативы «умной обороны», на чикагском саммите не удалось преодолеть обеспокоенность по поводу значительных сокращений военных бюджетов многих стран-членов. Такие сокращения наслаиваются на многолетнее недофинансирование вооруженных сил этих стран, вызывая сомнения в способности НАТО создать и сохранить тот потенциал, который необходим для удовлетворения растущих потребностей в сфере обороны и безопасности. Лидеры НАТО заявляют, что смогут сэкономить деньги, сократив численность и оптимизировав руководство в многочисленных командованиях альянса, оборонных ведомствах и прочих имеющихся в его составе структурах поддержки и обеспечения. Однако, история почти всех современных военных реформ говорит о том, что добиться масштабной экономии за счет проведения такой политики нереально. Тем временем, в НАТО только начали анализировать соответствующие возможности, стратегию и тактику, необходимые для выполнения новых задач блока. Например,  таких, как обеспечение кибернетической и энергетической безопасности стран-членов.

Европейские лидеры отмечают, как, благодаря укреплению сотрудничества в сфере безопасности между НАТО и ЕС, можно устранить некоторые проблемы в этой области. Европейские государства могут более рационально осуществлять процесс закупок в рамках обоих институтов за счет, например, сокращения ненужного дублирования, содействия специализации в национальных вооруженных силах, а также совершенствуя оперативную и функциональную совместимость систем вооружений. Нынешняя американская администрация выступает за расширение потенциала ЕС в области безопасности, который поможет заткнуть трансатлантические бреши.

Однако две эти организации не сумели договориться о проведении совместных учений по урегулированию кризисов и реальных боевых операций. В лучшем случае страны НАТО могут, как это произошло на чикагском саммите, похвалить ЕС за реализацию инициатив в области коллективной безопасности, которые способны принести пользу работе Североатлантического альянса. Они также призывают ЕС взять на себя роль лидера в наведении порядка после натовских бомбардировок в Ливии и в консолидации демократических достижений в Тунисе.

На самом деле, в предстоящие месяцы отношения между НАТО и ЕС могут ухудшиться. Новое социалистическое правительство Франции чувствует себя менее комфортно, чем предшествующее, в условиях более тесного сотрудничества НАТО и ЕС, хотя Олланд говорит, что не станет выводить Францию из совместных структур военного командования альянса. А грядущее председательство Кипра в ЕС наверняка усилит турецкое противодействие сотрудничеству между двумя организациями. Не имея полной поддержки со стороны Турции, ЕС и НАТО не смогут реализовать важные задачи в сфере безопасности в арабском мире.

Еще одной важной темой саммита стала концепция НАТО как глобального центра безопасности для различных партнерств. Этой концептуальной перспективой объясняется присутствие в Чикаго представителей многих стран, не входящих в состав альянса. Сотрудничество с ЕС, со странами-партнерами и с партнерскими организациями может охватить и многие глобальные вопросы - такие, как действия по преодолению климатических изменений и их последствий для Арктики, или повышение безопасности интернета. Однако члены альянса только начали рассматривать вопрос о том, каким курсом следовать в этих областях, какие силы и средства нужны для достижения этих целей, и как НАТО сможет сотрудничать с партнерами в рамках решения указанных проблем.

Скромные результаты чикагского саммита, среди прочего, демонстрируют, что альянс НАТО находится на переходном этапе, превращаясь из организации коллективной безопасности времен холодной войны в неоформившийся пока организм в нашем неопределенном мире.

Ричард Вайц - старший научный сотрудник Хадсоновского института (Hudson Institute) и старший редактор World Politics Review.