Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 1943 году положение в Европе было ужасным, и никаких признаков победы не было. Машина по уничтожению еврейского населения работала вовсю. В Европе тогда проживало около 3-х миллионов евреев. Велись две войны - против свободы и против еврейского народа, который уничтожали методично и систематически. Почему молчала мировая пресса? Безразличие, бесчувствие, договоренность о том, чтобы хранить молчание?

Недавно Россия отмечала 70-ю годовщину Сталинградской битвы. Это вызвало у меня определенное раздражения. Многие СМИ, в том числе Би-би-си, называли это историческое событие переломным моментом в ходе Второй мировой войны. Я не буду сейчас останавливаться на боевых действиях, на ожесточенном характере сражения и даже на том, что многие называют первым поражением гитлеровских войск. На самом деле я бы хотел поставить вопрос о молчании прессы, об очередном проявлении людского безразличия.

В 1943 году положение в Европе было ужасным, и никаких признаков победы не было. Все было разрушено. Машина по уничтожению еврейского населения Европы работала вовсю. В Европе, в частности - в Польше, Франции, Греции, Венгрии, в ту пору проживало около 3-х миллионов евреев. Одновременно велись две войны: одна против свободы, вторая - против еврейского народа, который уничтожали методично и систематически.

В 1943 году в Освенцим непрерывным потоком шли эшелоны из Рима, Бельгии, Венгрии, Чехословакии. Эта фабрика смерти работала вплоть до 1945 года.

Читайте также: Годовщина освобождения концлагеря Аушвиц

Все это в очередной раз вызывает во мне следующий вопрос: почему молчала мировая пресса? Почему ей не было дела до того, что происходит с евреями в Европе, прежде всего в Польше? Безразличие, бесчувствие, договоренность о том, чтобы хранить молчание? Какие новости публиковались в «свободном мире» во время Второй мировой войны? Что знали обычные люди о судьбе евреев в Европе?

1943 год, поражение немцев под Сталинградом? А что происходило в течение этого и последующих двух лет в Европе? Миллионы погибших со стороны стран-участниц антигитлеровской коалиции и со стороны Германии. Но за один только 1943 год погибли три миллиона евреев. Сталинградская битва отнюдь не означала окончательного разгрома фашизма. Не стала она и победой тех, кто впоследствии вырвал власть из рук фашистов.

Начиная с 1940 года, было образовано множество небольших гетто, которые просуществовали недолго, а также более крупные, куда сгоняли евреев.

В моем родном городе Лодзь проживало 200 тысяч евреев. В мае 1940 года фашисты решили закрыть один из районов города и опечатать его. И назвали его гетто. Нееврейское население должно было покинуть этот район, а евреев, проживавших за его пределами, обязали в него переехать. Спустя 73 года я задаюсь вопросом: хоть одна газета мира опубликовала тогда эту новость? О какой победе мне говорят? Нескончаемые эшелоны, непрерывно идущие в лагеря смерти, а мир при этом безразлично взирает на массовое уничтожение евреев. В течение пяти лет, что шла Вторая мировая война, почти не публиковалось сообщений о систематическом преследовании евреев, о ежедневном их уничтожении.

Люди ходят через ворота, с надписью "Arbeit Macht Frei" (работа освободит вас, бесплатно), бывшего нацистского лагеря смерти Аушвиц в Освенциме


Также по теме: Холокост больше не является уникальным?

С сентября 1939 по май 1945 года мировая пресса сосредоточилась на освещении хода сражений, на сообщениях о людских потерях, выведенных из строя танках, разрушенных городах и зданиях. Читая воспоминания Уинстона Черчилля о Второй мировой войне, я обнаружил много подробностей о ходе различных боев, малых и крупных, и ничего об уничтожении еврейского народа. Информация об этом стала появляться лишь в конце войны. Несмотря на то, что некоторые евреи бывали в странах свободного мира и сообщали о разворачивающейся трагедии, это не нашло своего отражения в газетных заголовках.

По окончании Второй мировой войны именно мы, те, кто остался в живых, должны были дать ответы на вопросы: Что произошло в Варшаве? Какова судьба еврейских общин Европы, которые исчезли, как будто их поглотила земля? Как смешно получается. Мы, выходцы из тех мест, которые с трудом представляли себе те, кто там не был, должны были играть роль «информаторов». Но и мы тоже ничего не знали, кроме пережитого страха.

В годы, предшествовавшие «окончательному решению еврейского вопроса», мировая пресса писала о различных действиях фашистов. Иностранные корреспонденты рассказывали о мерах, направленных против евреев, которые предпринимали фашисты в Германии, Австрии и Чехословакии перед началом Второй мировой войны.

Читайте также: Они были антисемитами, но боролись против Гитлера

Когда разразилась война, сообщения стали более скудными. В любом случае, менее, чем за год до начала систематического уничтожения евреев в Европе, члены еврейской политической организации «Бунд» сумели тайно передать сведения о происходящем в страны свободного мира. Польские подпольные группы и информаторы, в свою очередь, также детально сообщали о происходящем (посланец одной из таких групп Ян Карский лично докладывал по этому вопросу Франклину Рузвельту и министру иностранных Энтони Идену). Шел 1942 год.

Нет сомнений в том, что о происходившем знали, причем на достаточно ранней стадии, но по непонятным (по крайней мере, для меня) причинам эту информацию не сочли нужным распространять.

Сейчас я спрашиваю себя, знали ли в Аргентине о том, что происходило в те годы. Я знаю, что пресса была осведомлена о передвижении войск, потерях, подробностях сражений. Все это находило свое отражение в газетных заголовках. Но сообщения об эшелонах, которые в течение всех пяти лет шли из различных стран Европы в лагеря смерти, так и не нашли тогда своего места на газетных полосах.

Мир осознал весь ужас произошедшего только после того, как миллионы людей погибли в кошмаре, окруженном полным молчанием.

Автор - педагог и писатель. Бывший узник Освенцима.