Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе Футбольная федерация Северного Кипра поддержала идею о членстве в Кипрской футбольной федерации. Можно ли считать это крохотной надеждой на «решение» кипрской проблемы благодаря футболу? Ожидается, что слияние в кипрском футболе откроет двери Европы для команд и футболистов Северного Кипра.

На прошлой неделе Футбольная федерация Северного Кипра поддержала идею о членстве в Кипрской футбольной федерации. Можно ли считать это крохотной надеждой на «решение» кипрской проблемы благодаря футболу?

Ожидается, что слияние в кипрском футболе откроет двери Европы для команд и футболистов Северного Кипра.

В статье, опубликованной в июне прошлого года, я говорил о греко-турецко-армянской объединенной национальной сборной Кипра 1950-х годов и писал о том, как сегодня задыхается кипрский турецкий футбол от изоляции. На прошлой неделе состоялось выдающееся событие, Футбольная федерация Северного Кипра (KTFF) «присоединилась» к Кипрской футбольной федерации (KOP). Ожидание: начало международных контактов с турецкими клубами и футболистами Кипра…

Согласно газете Yeni Düzen, руководители 12-ти из 14-ти клубов Суперлиги Турецкой республики Северного Кипра отметили, что принципиально поддерживают эту инициативу. Генеральный директор «Йениджами» сообщил о намерении обратиться в руководящие органы федерации, «Лефке» выступил против. Клубы первой и второй лиг оказали абсолютную поддержку этому решению. Генеральный директор «Кючук Каймаклы» Али Башман (Ali Başman) убежден, что в противном случае вопрос о жизнеспособности кипрского турецкого футбола будет весьма проблематичным. Метин Менекшели (Metin Menekşeli), директор одноименного клуба «Морменекше», а также руководитель «Генчлик Гюджу» Мехмет Йенидже (Mehmet Yenice) обращают внимание на то, что благодаря достигнутой договоренности футбол Северного Кипра «станет достоянием всего мира». Руководитель «Джихангира» Каравезирлер (Karavezirler) отмечает: «Нам скучно играть друг с другом», а глава «Бостанджи Багджил» Бесим (Besim) добавляет: «Футбол, в который мы играем друг с другом, нас не мотивирует».

Доктор Окан Даглы (Okan Dağlı) много пишет о футболе на Кипре, проводит исследования. Он отмечает: «Любители спорта, футболисты, клубы устали от существующего статус-кво. В ответ на все они словно говорят: “Мы есть”». Даглы также говорит о том, что особенно в период матча турецких и греко-киприотских команд люди протестуют: «Почему мы всегда всего лишь зрители?» По его мнению, если нынешний статус-кво в футболе будет преодолен, то это освежит надежду на то, что «возможно, кипрским туркам и грекам совместно удастся в чем-либо преуспеть».

Как и предполагалось, на это событие откликнулись и националисты. Газета Volkan приводит заголовок «Политическое предательство». Активист движения «Мы приходим в себя» («Toparlanıyoruz») Кудрет Озерсай (Kudret Özersay) выражает свое беспокойство о демократии: «Если мы искренни, когда говорим о том, что в наших отношениях с Турцией мы хотим сами управлять собой и не хотим вмешательства в наши внутренние дела, то вряд ли может показаться странным то, что мы настаиваем на некоторых основных принципах в отношениях между общественными институтами греческого Кипра и нашими институтами в том случае, если проблема не будет решена. Иначе насколько убедительно это наше требование о самоуправлении?» Окан Даглы полагает, что глава Кипрской футбольной ассоциации Кутсокомнис (Kutsokomnis) таким образом пытается «убедить общественное мнение северной части острова о том, что какой-либо предвзятый подход отсутствует».

Окан Даглы также говорит об ожидании того, что сотрудничество федераций создаст почву для связей между клубами. Когда я слышу это, я вспоминаю о том, что футбол на Кипре развивался в условиях политизированной системы. «АПОЭЛ» и «Анортосис» – это были команды националистов. А относящийся к коммунистической партии клуб «Омония» играл в смешанном составе, в который входили турки, греки, армяне. Сегодня вы по-прежнему можете увидеть нацистскую символику на трибунах одного клуба и «серп и молот» у болельщиков второй команды. В турецком обществе тоже наблюдался похожий раскол. Клуб «Доган Тюрк Бирлийи» в Лимассоле, а затем «Четинкайа» представляли турецкий национализм. При этом «Тюрк Эйитим Кулюбю» в Никосии и «Тюрк Оджагы» в Лимасоле были левой направленности. Клуб «Тюрк Оджагы», называемый «барочники» из-за того, что он относился к профсоюзу портовых рабочих, даже подвергался давлению партизанских отрядов турок-киприотов. (Сегодня этот клуб под названием «Тюрк Оджагы Лимассол» существует в городе Кирения, в прошлом году он выбыл из Суперлиги). Остается только надеяться, что в дальнейшем между клубами возникнет политическое согласие и солидарность. 

Серкан Сеймен (Serkan Seymen), которому я обязан своим интересом и знаниями об истории кипрского футбола, рассказал одну историю. Когда в 1960-м году британское господство на Кипре официально подошло к концу, один из представителей британской власти так себя утешал: «Этот остров такой маленький, что на нем невозможно играть в футбол. Мяч постоянно выскакивал бы в море». Важно, чтобы киприоты показали, что они могут играть, не упуская мяч в море.