«Обычно мы не подписываем открытых писем, нас разделяют политические взгляды и идейный выбор, однако сегодня нас сплотил протест против идеи чтить память захватчиков и насильников. Мы на это не согласны». Речь идет о памятнике Братству по оружию, то есть «четверых спящих» в варшавском районе Прага. Два года назад его убрали со строительной площадки метрополитена. Казик Сташевский (Kazik Staszewski), Павел Кукиз (Paweł Kukiz), Рышард Бугай (Ryszard Bugaj), Марчин Меллер (Marcin Meller), Бронислав Вильдштейн (Bronisław Wildstein), Эдвард Двурник (Edward Dwurnik), Адам Ференци (Adam Ferency), Иоанна Внук-Назарова (Joanna Wnuk-Nazarowa) и несколько десятков других известных персон не хотят, чтобы он вернулся на прежнее место. Потому что захватчики привезли на танках красную заразу. «Мы не виним за это молодых русских солдат, жертву и пролитую кровь которых мы уважаем. Они тоже пострадали от этой войны. Но мы не можем согласиться на возведение в Варшаве памятников оккупантам».
На самом деле, «оккупантов» пятеро: трое — на пьедестале: средний бросает гранату, остальные ему помогают. У их ног с опущенными головами (символ вечной вахты) стоят еще двое в советской форме.
И не все они обязательно русские. Это Сталин говорил, что войну выиграли русские. По мнению Тимоти Снайдера (Timothy Snyder, книга «Кровавые земли»), советский лидер искажал факты: «В связи с тем, что Красная армия несла огромные потери, бреши в ее рядах заполнялись местными белорусскими и украинским рекрутами. Если говорить о потерях, депортированные народы Кавказа и Крыма потеряли в Красной армии больший процент молодых людей, чем русские. Солдат-евреев награждали за храбрость чаще, чем русских». Так что фигурами на пьедестале могут быть украинец, еврей и крымский татарин, а теми, что стоят ниже — белорус и русский.
Сочувствие к «молодым русским солдатам», «жертвам этой войны» — это успех пропаганды Сталина и клише, звучащее довольно фальшиво в дни, когда множество людей аплодирует ресторатору за то, что тот отважно вывесил объявление «Россиян не обслуживаем».
Из двух опросов общественного мнения следует, что большинство варшавян высказываются за то, чтобы оставить монумент в покое. «Спящие» мешают им не больше, чем берлинцам — памятник польским солдатам и немецким антифашистам. Он до сих пор стоит в одном из парков в центре города. Его открыли в 1972 году, еще в ГДР. Он символизировал коммунистическую победу над гитлеровской диктатурой, а для газеты Neues Deutschland был «демонстрацией немецко-польского классового братства под знаком единой крепкой связи с СССР». Монумент представляет собой две одинаковые колонны из светлого гранита с гербами ПНР и ГДР, опоясанные бронзовым флагом. Барельеф рядом изображает солдат польской и Красной армии, а также немецкого коммуниста из движения сопротивления (в гражданском).
Чем был для немецких женщин приход Красной армии, мы знаем много. Гораздо меньше нам известно об этнических чистках в отношении немцев на присоединенных к Польше территориях, о переполненных немцами польских исправительно-трудовых лагерях, о бесчеловечных условиях организованной польской армией депортации миллионов немцев за Одер. Все делалось по принципу «поступить с ними так, как они поступали с нами».
Никто бы не удивился, если бы после падения стены гранитные колонны из парка исчезли. Но произошло по-другому. Появилась дополнительная плита с надписью на двух языках: «Этот памятник был возведен в 1972 году руководством двух стран, чтобы почтить память тех, кто считался тогда официальными героями борьбы с национал-социализмом. Сейчас мы чтим здесь также тех, кто воевал и погиб в рядах армии Польского подпольного государства, войск союзников и польского движения сопротивления; тех, кто находясь на принудительных работах, будучи заключенными или военнопленными были вывезены и убиты; а также всех антифашистов немецкого движения сопротивления, которые отдали свою жизнь за освобождение от национал-социализма».
В Берлине у памятника развлекаются скейтбордисты. В Варшаве у «спящих» целые поколения назначали друг другу свидания. Ретуширование большой истории происходит ценой истории человеческой, маленькой.