Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
СМИ Белоруссии: Минск и Москва вместе идут в исторический тупик

Обзор публикаций о России, 8–14 июня

© East News / Titov/Laski DiffusionЖенщина читает газету на улице Минска
Женщина читает газету на улице Минска
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поддержка Россией кандидатуры действующего президента Белоруссии на очередных выборах означает вмешательство во внутренние дела суверенного государства, пишет белорусская пресса. В центре внимания также — встреча министров иностранных дел России и Белоруссии, а также участие Александра Лукашенко в саммитах БРИКС и ШОС.

«В российской элите существует консенсус относительно переизбрания Лукашенко на новый срок, и принято решение помочь ему комфортно выиграть выборы», — комментирует UDF.by (10.06) заявление российского посла в Минске Александра Сурикова о поддержке Россией кандидатуры действующего белорусского президента на очередных выборах.

«Почему посол России вмешивается во внутренние дела Белоруссии?» Отвечая на этот вопрос «Завтра твоей страны» (11.06), бывший судья Конституционного суда Михаил Пастухов говорит: «Посол высказался в нужное для его страны время, когда, видимо, было решено обозначить интерес Кремля. Россия, безусловно, хочет оказать влияние на развитие ситуации в Белоруссии, поскольку у Кремля сейчас сложные отношения с Киевом и с Западом. Кремль не скрывает своего интереса к предстоящим выборам. Это — форма нарушения суверенитета Белоруссии».

«Осенью Россия начнет новую военную кампанию на Украине, а белорусская армия понадобится, чтобы проложить путь до Калининграда», — утверждает на страницах газеты «Беларуская праўда» (12.06) лидер белорусских социал-демократов («Грамады») Сергей Скребец. Он уверен, что перенести президентские выборы с ноября на октябрь Лукашенко рекомендовали в Кремле, поскольку на осень РФ планирует возобновление активных действий на Украине, и тогда белорусскому электорату будет не до выборов. «Я сомневаюсь, что белорусская армия пойдет воевать на украинский фронт, но насчет прибалтийского направления — вполне вероятно», — говорит политик.

Под влиянием российской пропаганды в Белоруссии «желание интегрироваться с Западом упало, а желание интегрироваться с Россией возросло», констатирует социолог Сергей Николюк в «Белорусской правде» (10.06). «Никакие серьезные процессы без изменения ситуации в России здесь невозможны. И в первую очередь по чисто экономическим причинам. Уже несколько раз за последние годы ситуация шла к серьезным изменениям. Все заканчивалось одинаково. Приезжал Путин, доставал из кармана пару миллиардов и менял всю текущую ситуацию. События на Украине, конечно, показали, что могут приехать не только с миллиардами, но и с другими „подарками“. И, в отличие от Украины, если в Белоруссии сильно обострится, Лукашенко станет первым, кто призовет „зеленых человечков“, несмотря на заявления, что он готов защищать независимость».

«Истребители Су-30К, на которые имела виды Белоруссия, Россия предпочла продать в Африку. Москве предпочтительнее иметь в Белоруссии свою авиабазу, чем укреплять новыми самолетами белорусские вооруженные силы», — пишет военный эксперт Naviny.by (8.06). Он убежден, что «после неизбежного сокращения боевых возможностей нашей авиации Кремль намерен взять контроль над белорусским небом в свои руки. Стремление Москвы расположить свою авиабазу в Бобруйске вполне укладывается в эту версию».

«Минск старается развеять подозрения, что ведет двойную игру.
Белоруссия не собирается изменять Кремлю с Западом. Так можно перевести на бытовой язык ключевые высказывания главы отечественной дипломатии Владимира Макея в Москве», — отмечает политолог Александр Класковский (Naviny.by, 8.06). — Потчуя восточную соседку заверениями в союзнической верности, белорусское начальство, видимо, полагает, что маслом каши не испортишь. Во-первых, Кремль нынче зол на весь мир, и лучше под горячую руку не попадать. Во-вторых, только благодаря милости российского руководства наша экономика еще кое-как дышит. Нынешнему белорусскому режиму Россию никто не заменит. Но тогда надо честно добавить, что Минск и Москва вместе идут в исторический тупик».

Россия попытается использовать предстоящие саммиты ШОС и БРИКС в своих «антиамериканских целях», комментирует «Завтра твоей страны» (9.06) приглашение белорусского президента на эти мероприятия. «Александр Лукашенко лично знаком со многими лидерами государств, входящими в ШОС и БРИКС. Так что, возможно, Москва возлагает на него какие-то надежды. Какую выгоду получит Белоруссия, пока неизвестно. Очевидно только, что само появление Лукашенко в Уфе будет преподнесено как очередной внешнеполитический прорыв. Хотя основной вектор внешней политики Минска останется прежним — Россия».

Необходим ли Минский консенсус 3.0? Задаваясь таким вопросом, «Наше мнение» (8.06) приходит к выводу, что «вооруженное обострение в Донбассе зашло в глухой тупик, и его мирное разрешение практически невозможно. С одной стороны, Украина не может разрешить этот конфликт военным путем и навязать возвращение Донбасса на своих условиях. С другой — в Кремле, похоже, осознали, что весь проект „Новороссия“ был недальновидной авантюрой, которая создает все больше ненужных проблем. Но, с третьей стороны, Владимир Путин пока явно не готов к полной капитуляции и возвращению фактически оккупированных территорий без существенных уступок со стороны Киева. То есть, для мирного разрешения в данный момент нужно поле для компромисса, а вот его как раз нет, и пока не предвидится».

Белорусские власти, хоть и подчеркивают союзническую верность России, нуждаются в площадке «Восточного партнерства». Призывы Украины разбить эту программу на две части министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей назвал «абсолютно глупыми». Как полагают Naviny.by (14.06), «воплощение этой идеи в жизнь приведет как минимум к коренной трансформации партнерства, при которой пострадает одна из центральных идей инициативы — многостороннее сотрудничество, в том числе внутри самой восточноевропейской шестерки. Для ЕС это противоречило бы одной из основных целей — построению стабильного и предсказуемого региона между ЕС и Россией. Со своей стороны, Москва восприняла бы дробление инициативы как однозначный курс Брюсселя на установление зон влияния и разделительных линий в Восточной Европе».