Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как должно выглядеть усиление НАТО на Востоке

© AP Photo / Mindaugas KulbisСолдаты из 173-го воздушного батальона ВВС США прибыли для проведения совместных американо-литовских военных маневров
Солдаты из 173-го воздушного батальона ВВС США прибыли для проведения совместных американо-литовских военных маневров
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На данный момент страны НАТО принимают решение о том, как усилить свое военное присутствие в Центральной Европе. С вторжения в Украину в 2014 году многие союзники развернули силы в регионе – но в основном в ограниченном количестве. Это должно измениться вследствие июньского саммита НАТО в Варшаве. Там 28 глав государств и правительств возьмут на себя обязательства сделать свой вклад в новое усиление присутствия Альянса.

На данный момент страны НАТО принимают решение о том, как усилить свое военное присутствие в Центральной Европе. С вторжения в Украину в 2014 году многие союзники развернули силы в регионе – но в основном в ограниченном количестве, с краткосрочной ротацией и без особой координации.

Это должно измениться вследствие июньского саммита НАТО в Варшаве. Там 28 глав государств и правительств возьмут на себя обязательства сделать свой вклад в новое усиление присутствия НАТО.

Его целью больше не будет успокоение взволнованных союзников на востоке, а сдерживание, и при необходимости защита, от внешней агрессии. С этой целью новые силы в Центральной Европе должны быть более мощными и более боеспособными. США объявили о развертывании бригады на ротационной основе у восточных границ НАТО.

Но помимо этих решений, размещения будущих сил Альянса в регионе остаются неясными. Союзники все еще ищут, а может, еще только обсуждают,  правильный масштаб и объем размещаемых сил.

Это будет сложно. Так, НАТО для политики сдерживания должно быть в состоянии предоставить надежную защиту, но не казаться слишком агрессивным. Силы Альянса должны быть достаточно мощными, но не накладными для бюджета, и они должны четко сигнализировать о решимости НАТО, но без поощрения отдельных его членов к самостоятельным действиям. Также должен быть найден правильный баланс между быстрой и надежной возможностью подкрепления и размещения сил на переднем крае. И это только самые очевидные противоречия будущей системы.

Существует ряд возможных решений. Но НАТО может подойти ближе к оптимальному результату придерживаясь этих нескольких простых принципов.

1. Присутствие на переднем крае обороны должно быть спроектировано таким образом, чтобы ясно показывать любому противнику, что вторжение, будь оно обычным или гибридным в страну-член НАТО с самого начала будет затрагивать всех союзников. Поэтому многонациональность размещенных войск будет иметь большое значение, как и справедливое разделение ответственности между всеми союзниками;

2. Из-за возможности ограниченного вторжения, в том числе силами специальных операций противника, можно было бы проверить Статью 5 устава НАТО на соответствие современным вызовам безопасности. Их может быть сложнее заранее  распознать и предотвратить. А размещение сил должно быть спроектировано способным сдерживать и эту угрозы. Местоположение развертывания сил НАТО будет иметь большое значение. Оно должно быть выбрано таким образом, чтобы сделать максимальной вероятность того, что агрессор столкнется с присутствием НАТО на самых ранних этапах вторжения. Существуют значительнее различия среди прифронтовых государств, которые также должны быть учтены, так как география остается краеугольным камнем стратегии;


3. Сегодня возможно длительное и происходящее по предсказуемому графику отсутствие сил НАТО на передовых позициях, что подрывает всю суть политики сдерживания. Ведь потенциальный противник может выгадать нужное время и развязать ограниченный конфликт во время очередного зазора.
Поэтому очень важно, чтобы силы были развернуты в нужном месте в любое время – или используя термин НАТО, силы должны быть "стойкими", а их ротация должна быть без зазоров. Предсказуемость тоже важна, чтобы противник ошибочно не думал, что НАТО осуществляет эскалацию, когда это не входит в намерения Альянса. Поскольку непрерывное присутствие создает наибольшую предсказуемость, НАТО должно согласовать долгосрочный график ротации, как делается, к примеру, в миссии по патрулированию воздушного пространства стран Балтии или в силах реагирования НАТО.

4. Задачи передовых сил Альянса не только в обеспечении мультинационального ответа, но и в том, чтобы плата за агрессию стала неподъемной.  Противнику нельзя позволить сделать вывод, что агрессия будет легкой, даже если ключевая цель ограниченного присутствия НАТО на передовой — в первую очередь представить надежный военный заслон. Чтобы еще больше усложнить вычисления противника, Альянс также должен усилить территориальную оборону. С этой целью силы НАТО должны иметь правильный вид сил и средств, с правильным оборудованием, включая разведку, кибер-силы и войска специального назначения;

5. Силы НАТО, развернутые в прифронтовых государствах Центральной Европы, должны включать в себя или должны быть подкреплены средствами, необходимыми для их выживания и для работы в условиях современного боя на земле, на морских просторах и в воздухе, где противник будет атаковать без предупреждения. В таких случаях, и совместно с местными территориальными силами обороны, передовые силы должны оснащаться всеми средствами для полноценной защиты. Такими как разведка, контрбатарейная борьба, противовоздушная и противоракетная оборона.

6. И наконец, развернутые на переднем крае силы Альянса должны в мирное время помогать территориальной обороне оттачивать навыки, необходимые для противодействия агресии. Таким образом, способность обучать должна быть встроена в систему присутствия на переднем крае.

Правильно построенное присутствие может значительно повысить сдерживающие способности НАТО. Но самого по себе, этого не будет достаточно. Присутствие должно быть интегрировано в более широкую область обороны и сдерживания, охватывающую как обычные, так и ядерные угрозы.