Российская экономика постепенно оправилась от падения. Это способствует росту импорта западной продукции в тех отраслях, которые не затронуты санкциями. Правда, как выясняется, ввозятся еще и те товары, которые значатся в санкционном списке.
«В некоторых сферах Россия очень зависима от импорта. Традиционный пример — станки: Россия неизбежно вынуждена их завозить из-за рубежа, поскольку она нуждается в этом оборудовании. Так что встает вопрос, все ли страны в действительности соблюдают санкционный режим», — говорит в интервью HlídacíPes.org Мартин Башта, экономический советник Посольства Чешской Республики в Москве.
Когда импортировать «просто приходится»
HlídacíPes.org: Европейский Союз раз от раза продлевает санкции против России. Как это сказывается на экономике и на деятельности чешских
компаний?
Мартин Башта: Сейчас в вопросе санкций сохраняется статус-кво. Чешская Республика относится к тем странам, которые соблюдают санкционный режим, и чешские компании стараются в максимальной степени приспособиться к этой ситуации. Не все компании могут позволить себе открыть в России собственное производство. На это идут в основном те фирмы, которые уже давно работают в России, скажем 15 — 20 лет. Именно они принимают решение инвестировать в собственное производство в России. А оно сейчас в российских условиях является неоспоримым преимуществом перед конкурентами.
— Это так называемая локализация.
— Локализация или импортозамещение. Главным изменением, которое произошло в России за последние три года, является как раз ужесточение этой официальной политики.
— То есть власти оказывают давление на компании, чтобы те по возможности производили свои товары в России?
— К сожалению, есть такие сегменты, которые уже закрыты для прямого чешского экспорта. Показательный пример — поставки транспортных средств. Примерно в 50 российских городах все еще ездят старые чешские трамваи, однако поставить сегодня новые (или даже изношенные) трамваи напрямую нельзя. Теоретически это возможно в случае открытия совместного предприятия, в котором российская доля достигала бы 51%. Нужно, чтобы продукт или услуга были российскими.
— Отнюдь. Объемы и поставки в рамках сотрудничества с Россией во много раз превосходят объемы и поставки в другие страны бывшего СССР. Таким образом, тот, кто заинтересован в российском рынке, должен всерьез задуматься как раз о производстве непосредственно в России. Это нелегкое решение, связанное с серьезными рисками. Возможно, в долгосрочной перспективе оно принесет большие прибыли, но их точно не будет в ближайшие несколько лет. Представители большинства чешских компаний заявляют, что выходят на российский рынок, рассчитывая на окупаемость через пять и более лет.
— Вы сказали, что Чешская Республика относится к тем странам, которые соблюдают санкции. Но некоторые европейские страны не столь принципиальны, о чем несколько раз говорили представители министерства иностранных дел ЧР. Например, в Крыму появилась продукция некоторых западных машиностроительных компаний, хотя этого не должно было случиться… Так как обстоят дела с соблюдением санкций?
— Это сложный вопрос. В некоторых отраслях Россия очень зависима от импорта. Традиционный пример — станки. Россия давно является одним из лидирующих импортеров станков и одним из главных заказчиков этого вида продукции. При этом у России нет собственного производства станков. То есть если России нужны качественные станки, она неизбежно вынуждена завозить их из-за рубежа. Однако станки могут считаться товаром двойного назначения… Так что встает вопрос, все ли страны в действительности соблюдают санкционный режим. Россия находится в ситуации, когда просто вынуждена импортировать этот товар. Самостоятельно россияне вряд ли разработают новый станок. Так что находятся лазейки за пределами санкционных ограничений. Правда, неизвестно, способны ли вообще производители из стран, не соблюдающих санкционный режим, например из Китая, поставить подобного рода оборудование.
— Но и чешский экспорт в Россию в последнее время вырос в десятки раз. Чем это объясняется?
— Наш экспорт приблизительно на 20% превышает прошлогодний, а общий оборот вырос на 35%. Примерно те же показатели у других стран Европейского союза. Главная причина в том, что в России постепенно улучшается экономическая ситуация, и благодаря укрепляющемуся курсу рубля российская экономика выходит из рецессии.
Самолет, полный бизнесменов
— Ощущаете ли вы на себе какое-то дипломатическое давление со стороны России в том, что касается обновления дипломатических и торговых отношений?
— В экономической области взаимоотношения в целом никогда не прерывались, даже в текущий период санкций. Мы соблюдаем санкционный режим и за последние годы значительно сократили число переговоров с Россией на высшем уровне, тем не менее мы продолжаем поддерживать сотрудничество в рамках дозволенного.
— На осень запланирован визит Земана в Россию. Администрация президента постоянно заявляет о том, что санкции против России нужно отменить… Как это сказывается на чешско-российском бизнесе?
— В России к Милошу Земану относятся очень позитивно. И это, конечно, помогает чешским компаниям как минимум в сфере экономического и торгового сотрудничества. Я ожидаю, что осенью президента будет сопровождать многочисленная делегация предпринимателей.
— То есть в вопросе санкций у России действительно разный подход к разным странам ЕС?
— Это уже больше политическая тема, но я думаю, что Россия старается по-разному взаимодействовать с разными странами-членами Евросоюза, и они это понимают. С разными странами Россия поддерживает сотрудничество разного уровня и преследует разные интересы. Главным партнером для России была и будет Германия. Она главный потребитель российских энергоносителей и одновременно ключевой поставщик технологий и передового оборудования, в котором нуждается Россия.
— Можно ли сказать, что Россия уже привыкла к санкциям? Они продолжаются несколько лет, и не похоже, чтобы в ближайшее время их сняли…
— К этому все идет. В сфере российской экономической политики были предприняты определенные меры, которые усложняют деятельность иностранных субъектов на российском рынке. Но, к счастью, в том числе для наших фирм, у российских властей фактически не было достаточных средств для реализации этой политики на практике. Речь, в первую очередь, о некоторых дотациях и субсидиях из государственного бюджета для российских предприятий. Но до конца 2016 года ситуация с российским бюджетом была напряженной.