Несколько недель назад в интервью немецкому изданию «Франкфуртер альгемайне» (Frankfurter Allgemeine) президент Финляндии Саули Ниинистё (Sauli Niinistö) заявил, что с президентом Владимиром Путиным всегда нужно быть начеку, потому что он очень тщательно готовится к встречам.
Это подтвердилось и во время встречи президентов России и Финляндии в Сочи 22 августа.
«У меня есть для Вас подарок», — неожиданно сказал Путин своему гостю и поставил на стол внушительный портфель в серебристом алюминиевом корпусе, напоминающий оружейный кейс.
«Это был удивительный сюрприз», — вспоминает Ниинистё, разглядывая содержимое чемодана в летней президентской резиденции Мянтюниеми.
В сделанном на заказ кейсе с внутренним защитным поролоновым слоем находились две толстые синие папки с золотым тиснением.
В прозрачных файлах папок были сотни старых писем, фотографий и документов, связанных с маршалом Карлом Густавом Эмилем Маннергеймом (Carl Gustaf Emil Mannerheim) и историей его рода. Архивные документы были рассортированы по темам, к ним был приложен перечень, составленный на немецком языке.
Основное предназначение подарка выяснилось два дня спустя, 24 августа, когда Путин позвонил Ниинистё, чтобы поздравить его с 70-летием.
«У русских не принято поздравлять заранее. Поэтому, сказал Путин, Вы уже, вероятно, догадались, что это был подарок на Ваш день рождения», — рассказывает Ниинистё.
Ниинистё говорит, что он с интересом изучил материал, а также решил пригласить специалиста из Национального архива Финляндии для оценки документов.
Старший научный сотрудник Кент Шёблум (Kenth Sjöblom) провел несколько часов в Мянтюниеми и подтвердил подлинность документов. Образцы почерка Маннергейма и описание содержимого помогли специалисту, сотрудничающему с частными архивами, подтвердить подлинность материала.
По словам Шёблума, в папках находится пять документов, напрямую касающихся Маннергейма. Остальные материалы — письма его сестер Софии и Эвы и брата Йохана, в которых тоже есть детали различных этапов в жизни Маннергейма.
«В числе документов имеется речь 1919 года, обращенная к делегации партии „Национальная коалиция" (Kokoomuspuolue). Она была произнесена вскоре после того, как Маннергейм был отстранен от поста государственного руководителя», — рассказывает Шёблум.
В речи объемом пять страниц, написанной красивым и разборчивым почерком, Маннергейм просит передать благодарность партии «Национальная коалиция» за поддержку, которую он получил.
Маннергейм также представляет членам партии свой взгляд на внутриполитические и внешнеполитические вопросы, особо подчеркивая негативные аспекты. Выступающий также предупреждает об угрозе, исходящей от восточного соседа: за границей находится держава, у которой есть единомышленники и по эту сторону границы.
Интересно, что президент современной России подарил президенту Финляндии документ с предупреждением об опасности, которую представляет восточный сосед.
«Ознакомился ли даритель с материалом целиком?» — улыбается Ниинистё и говорит, что в персоне Маннергейма пересекается история Финляндии и России: он был генералом Российской империи и финским маршалом.
«Мне кажется, что Маннергейма уважают в России. Не думаю, что в этом подарке есть какой-то двойной смысл», — рассуждает Ниинистё.
Еще один документ, составленный самим Маннергеймом, относится к февралю 1936 года. Тогда он отправился через Стокгольм в Лондон на похороны английского короля Георга V.
Этот напечатанный на одной странице текст содержит заявление для шведской прессы о присоединении Финляндии к общескандинавскому нейтралитету.
Среди документов также есть письмо Маннергейма, написанное летом 1941 года шведскому графу Эрику фон Розену (Eric von Rosen), в котором Маннергейм высказывает надежду на то, что граф может повлиять на вопрос об освобождении молодого польского графа Александра Замойского, плененного немцами.
Отец графа Александра Замойского был другом Маннергейма в то время, когда он служил в Русской императорской армии в Польше.
Маннергейм обратился с этой просьбой по просьбе жены графа. Он надеялся, что фон Розен, известный своими связями с нацистами, свяжется для решения проблемы с рейхсмаршалом Германом Герингом (Hermann Göring). Маннергейм хорошо знал все родственные связи: фон Розен был женат на Карин, сестре жены Геринга.
Среди документов также есть несколько фотографий Маннергейма. Он сделал почтовую открытку в память об отдыхе в курортном немецком городе Бад-Вильдунген летом 1936 года. На открытке беспечный Маннергейм в гражданской одежде и с тростью идет по песчаной тропинке в парке. Эта открытка была отправлена госпоже Карин Рэмсей (Karin Ramsay).
В папках также есть фотография военных учений Русской императорской армии. Николай II проводит смотр большого отряда кавалерии на открытой равнине. На фотографии император отмечен маленькой галочкой, сделанной ручкой, рядом с Маннергеймом стоят две галочки.
Среди документов преобладают письма Софии, дочери Маннергейма, большая часть которых была отправлена ее тете Ханне Ловен (Hanna Lovèn) в Швецию.
«Я был поражен количеством писем Софии Маннергейм», — говорит Ниинистё.
Письма также натолкнули Ниинистё на мысль о том, как сильно время изменило качество коммуникации людей друг с другом.
«Раньше люди отправляли длинные и хорошо сформулированные письма, написанные красивым почерком. А сейчас письма умещаются в несколько сотен символов».
Хотя архивные документы, касающиеся Маннергейма, были подарком Путина лично Ниинистё, президент сообщил, что считает их подарком государству Финляндии и всему финскому народу. Ниинистё принял решение передать все документы Национальному архиву Финляндии.
Президент России поддержал решение Ниинистё: «Вы можете поступить с подарком так, как захотите».