Нукус — город, затерянный в узбекской пустыне в нескольких километрах от границы с Туркменистаном. Однако в этом городе скрывается замечательный клад — музей с невероятной коллекцией русского довоенного авангарда. Местные жители чрезвычайно гордятся им, но при этом им приходится отражать нападки завистников и хапуг.
Основатель этого музея, эксцентричный коллекционер и художник Игорь Савицкий, нашел в этом скромном городке, расположенном более чем в 800 километрах от узбекской столицы Ташкента, идеальное место, чтобы разместить коллекцию произведений русского довоенного авангарда, который советская идеология всячески отвергала.
Валентина Сычева вспоминает свою первую встречу с Игорем Савицким. Это случилось в 1971 году, за пять лет до открытия музея, который сегодня назван в честь Савицкого. «На нем были порванные брюки и помятая рубашка, вся запачканная глиной. Я подумала, что это какой-то строитель или техник», — вспоминает Сычева.
Молодая русская девушка приехала в Нукус, столицу автономной Каракалпакской республики, повидаться с родными, но, побеседовав с Игорем Савицким в тогда еще подпольном музее, она решила остаться и принять его предложение о работе. «Я думала над ним несколько дней, а потом согласилась», — объясняет Валентина Сычева, которая сегодня является главным хранителем музея имени Савицкого. После Русского музея в Санкт-Петербурге музей в Нукусе располагает вторым крупнейшим собранием русского авангарда в мире.
Игорь Савицкий родился в Киеве в состоятельной семье, но хотел, чтобы о его происхождении все забыли. В начале 50-х годов прошлого века он переехал в Нукус. Будучи страстным археологом, он убедил местные власти открыть музей, где будут выставляться найденные в регионе предметы, которым не одна тысяча лет. Однако в итоге Нукус с его почти стотысячным населением (сегодня 350 тысяч) оказался городом, которому провидением было суждено стать местом хранения запрещенной коллекции. Так считает Дэвид Пирс, председатель Нидерландской ассоциации друзей музея в Нукусе.
Игорь Савицкий скупал все, что находил. Он покупал картины, которые хранились на чердаках и которые, возможно, ждал печальный конец, ведь их авторы боялись репрессий во времена, когда в советской России правом на существование обладал только социалистический реализм.
Поэтому большая часть художников оставалась неизвестной. В коллекции есть те авторы, которым не удалось избежать сталинских репрессий конца 30-х годов. Этим людям пришлось отказаться от творчества. Пропал, например, Иван Кудряшов и другие, такие как Лев Гальперин, которого расстреляли в 1938 году.
Игорь Савицкий умер в 1984 году, не дожив до перестройки и послабления советской цензуры. На смертном одре он доверил руководство музеем надежной женщине — Маринике Бабаназаровой, которая возглавляла музей еще 30 лет. Эта энергичная женщина оставалась верным стражем 90 тысяч предметов искусства до 2015 года. Сегодня она может рассказать о том, что музей Савицкого сталкивался с проблемами не только до распада СССР, но и после.
В 90-е годы, в хаосе, который последовал за развалом Советского Союза, когда все продавалось и покупалось, Маринике пришлось побороться с жадными и коррумпированными высокопоставленными узбекскими чиновниками, а также русскими и западными коллекционерами, интересовавшимися уникальными произведениями музея. Сегодня она с уверенностью может сказать, что ни одна картина не была продана. И тем не менее ее уволили и обвинили в краже. Но мало кто из экспертов верит в это. Они усматривают в этой истории скорее стремление властей взять музей под свой контроль. Новый директор музея отказался отвечать на вопросы корреспондента.
«Меня иногда спрашивают: если бы музей горел и вы могли бы спасти только одну картину, какую вы взяли бы? А я всегда отвечаю на это, что предпочла бы остаться внутри и сгореть вместе с ним», — говорит Мариника Бабаназарова.