Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Конец французской армии в Африке?

© AP Photo / Jerome DelayФранцузские солдаты покидают базу в Гао, Мали, 9 июня 2021 года.
Французские солдаты покидают базу в Гао, Мали, 9 июня 2021 года. - ИноСМИ, 1920, 06.08.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Французская армия уходит не только из Нигера, но и из многих других стран Африки, пишет Monde Diplomatique. И прощаются с ней местные жители без всякого сожаления, хотя осознавать это французам горько: они пришли в эти места еще в XIX веке.
Военный переворот в Нигере – третий по счету за последние годы в регионе Сахеля – стал очередным поражением Франции в Западной Африке, ее приоритетной зоне. И прежде всего это было поражение вооруженных сил Франции, которые все еще присутствуют на континенте более чем через 60 лет после обретения независимости. Но они получают все меньше поддержки от местного населения и политических кругов.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
После ухода из Мали, а затем из Буркина-Фасо, Нигер, наряду с Чадом, где тоже победили военные, стал единственной страной в регионе Сахель, которая приветствует и даже просит о помощи иностранные вооруженные сил. Президент Нигера Мохамед Базум (Mohamed Bazoum), свергнутый 26 июля генералом Абдурахаманом Тчиани (Abdourahamane Tchiani), который ранее возглавлял его президентскую гвардию, был верным и убежденным союзником Франции, хотя он давно понимал, чем чревато такое сотрудничество…
Усиленное присутствие французских военных в Нигере старались сделать "легким и почти незаметным"… Генерал Бруно Барац (Bruno Baratz), глава французских сил в Сахеле, обещал: "Мы перестроим сознание наших солдат. У нас много подразделений, которые побывали в Мали и пережили неудачную операцию "Бархан". Но то, что французские войска делают сегодня в Нигере и Чаде, не имеет ничего общего с этим. Мы действительно предоставляем себя в распоряжение наших партнеров, подстраиваясь под их боевой режим. Это большая перемена в стратегии".

Армия Нигера набирает силу

В 2022 г. Париж был вынужден эвакуировать свои базы на севере и в центре Мали, а в начале этого года вывести "спецназ" из Буркина-Фасо. Таким образом, пришлось отказаться от региональных амбиций, воплощенных с французской стороны в операции "Бархан", а с африканской – в G5-Sahel. Париж сократил часть своих вооруженных сил в Нигере до 1500 человек в основном для использования воздушных средств – истребителей и дронов. А еще 1000 человек остались в Чаде, бывшем командном центре операции "Бархан". Таким образом, всего за несколько месяцев численность французских войск в Сахеле сокращается вдвое. По признанию генерала Бараца, к 2025 году их численность должна была сократиться еще больше в связи с ростом численности армии Нигера – страны, которая разработала "особенно эффективную стратегию борьбы с повстанцами".
Контейнер с обедненным гексафторидом урана - ИноСМИ, 1920, 03.08.2023
Нигер прекратил экспорт урана! Заявление ЕС и СШАВ ЕС сообщили, что Нигер приостановил поставки урана во Францию после военного переворота 26 июля, пишет Haber7. Турки поддержали данное решение. "Конец преступному порядку", — написал один из них.
Этот новый тип "боевого партнерства" хорошо себя зарекомендовал и применялся, в частности, в ирредентистской зоне "трех границ" на границах Нигера, Мали и Буркина-Фасо, где действуют вооруженные группировки. Но, скорее всего, он уже не будет восстановлен при новом режиме. Надо отметить, что новый режим в Нигере не смог вынести немедленного осуждения переворота со стороны Парижа, а также прекращения финансовой помощи. Он обвинил Францию во "вмешательстве", а тем временем демонстранты в столице стали срывать французскую символику и размахивать российскими флагами. Инциденты в воскресенье 30 июля заставили Елисейский дворец пригрозить "новой правящей хунте" "немедленным и бескомпромиссным ответом" в случае любой угрозы ее гражданам, солдатам или дипломатам в Нигере. Также 1 августа было принято решение о репатриации всех желающих французов и европейцев военными самолетами. Следующим шагом должно стать если не прекращение, то, по крайней мере, приостановление любого военного сотрудничества Франции с Нигером.
Отношения с правительством США, которое располагает лишь базой беспилотников на севере страны, но уже успело выступить с осуждением переворота, также могут оказаться под вопросом. Изоляция Нигера от помощи западных военных может оказаться опасной для страны, которой угрожают сразу два "джихадистских" фронта: на северо-западе и на границе с Нигерией.

Техническая польза

Со стороны Франции новая мягкая формула военного сотрудничества с Нигером стала частью более широкой реформы французского присутствия на континенте, направленной на дальнейшее сокращение численности постоянных войск (в настоящее время она составляет около 6000 человек). А также на изменение роли французских баз в Абиджане, Дакаре и Либревиле. В соответствии с этим планом, они станут центрами военной подготовки, а не опорными пунктами для проведения операций. Сокращение численности войск в Кот-д'Ивуаре и акцент на привлечении к работе военных специалистов в области повышения квалификации, в частности преподавателей национальных военных училищ с региональным уклоном (ENVR), которые Париж поддерживает с момента их создания, - затруднят в будущем проведение таких наступательных операций, как Serval в Мали в 2013 году…
Правда, есть и более скептический взгляд на наши действия, отличный от мнения военных. В журнале "Африка XXI" Рафаэль Гранво (Raphaël Granvaud) из ассоциации Survie еще до начала переворота предостерегал от того, что "новый вариант" присутствия Франции в Сахеле лишь "обманка для отвода глаз", которую решил осуществить президент Эммануэль Макрон после прекращения операции "Бархан" и которая продемонстрировала новые военные методы в Нигере. По мнению аналитика, это всего лишь "косметика фасада". Он отмечает, что все правительства последних десятилетий обещали покончить с французским неоколониализмом в Африке, сократить численность военного персонала, изменить назначение баз... Но как-то все это так и осталось неисполненным желанием – разрушение образа "африканского жандарма", который долгое время ассоциировался с французами.

Пережитки колонизации

Даже если детали более чем вероятного вывода французских солдат из Нигера еще не продуманы, переворот в Ниамее, несомненно, означает конец пребывания французской армии в Сахеле, которое началось еще в колониальные времена. Он также свидетельствует о практически полном упадке одной из важных составляющих французских войск – морской пехоты. Эти войска, пережившие колонизацию, являются хранителями опыта, полученного в ходе "заморских" операций. Они гордятся своим народным происхождением, тягой к путешествиям и приключениям и отстаивают "идею солдата, внимательного к нуждам народа", а также некоторую склонность к традиционности.
Участники демонстрации в Ниамее, Нигер. 27 июля 2023 года - ИноСМИ, 1920, 03.08.2023
Франс Медиа Монд: захватившие власть в Нигере военные остановили вещание французских СМИ
Они составляли основную часть экспедиций в Мексику, на Таити, в Китай и Кочинчин, Крым, Тунис, Мадагаскар, Западную и Центральную Африку в XIX веке. Усиленные набранными из местных жителей стрелками, полки "marsouin" и "bigor" участвовали в боях 1914-18 годов, а затем в конце Второй мировой войны они составили основную часть добровольцев Свободной Франции. После вместе с Иностранным легионом участвовали в "миротворческих операциях" на Мадагаскаре, в Индокитае и Алжире.
Во второй половине прошлого века и в начале нынешнего их можно встретить в "независимых силах" в заморских департаментах и территориях, в "силах, обеспечивающих присутствие" на военных базах в Чаде, Ливане, Новой Каледонии, Джибути, Афганистане, в Восточной Европе. И, конечно, в Сахеле, который французские войска никогда не покидали. С самого начала колонизации они почти постоянно оставались в Чаде.

Военное присутствие

Франция уже фактически отстранена от власти в Центральноафриканской Республике, а также в ряде стран Сахеля, а ее основные союзники в Западной и Центральной Африке (Камерун, Конго, Кот-д'Ивуар, Сенегал), вероятно, столкнутся с непростой ситуацией при передаче власти новым лидерам. Поэтому для Франции переворот в Нигере стал очередным политическим провалом, еще одним после целого ряда других в этом регионе. Тем не менее, до сих пор не проведена оценка "проигранной войны" в Мали ни на военном, ни на политическом уровне.
И вопрос о необходимости сохранения военного присутствия, которое становится все более неприемлемым для общественного мнения африканских стран, не поднимался ни в парламенте, ни в других дискуссиях. Хотя дипломатический, экономический и культурный вес и влияние Франции на континенте сегодня несоизмеримы с ее весьма "заметным" постоянным, военным присутствием. Но результаты – особенно в Сахеле – не оправдали ожиданий. Французская политика в этом регионе на протяжении слишком долгого периода была чрезмерно сосредоточена на вооруженных силах (в то время как полиция и жандармы иногда были бы гораздо уместнее), а также на поисках врага с нечеткими контурами ("терроризм"). И в итоге французская военно-политическая стратегия стала жертвой своей же "этической" непреклонности: "Никогда с джихадистами... Никогда с русским "Вагнером"...".

Другие фронты работ

Даже если эта череда неудач выглядит как поражение, французская армия не собирается полностью покидать африканскую территорию. Помимо более широкого сотрудничества в области обучения, более двустороннего и специализированного, сохраняется потребность со стороны некоторых стран в оказании помощи в борьбе с терроризмом, особенно в Гвинейском заливе. И, конечно, всегда сохраняется потребность в борьбе с миграцией из Африки. В обоих случаях это работа для "спецназа" – как раз наименее "заметного" силовика.
Французским военным остается решать задачи и на других фронтах: в последние месяцы в Восточной Европе, на границах Украины или в Восточном Средиземноморье находится больше наших солдат, чем на африканском континенте. Вооруженные силы остаются дислоцированными на Ближнем Востоке, в Ливане, Иордании, Эмиратах, Джибути и Ираке. Исполнительная власть хочет разработать стратегию присутствия в Индо-Тихоокеанском регионе и усилить контроль над заморскими департаментами и территориями, особенно в воздушной и морской областях. И все же "прощание с Африкой", которое неуклонно приближается, станет настоящей "сменой культур"…
Автор статьи: Филипп Леймари (Philippe Leymarie)