Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российский газовый союз в Средней Азии, и почему Туркменистан боится, что ему придется стать членом этого союза

© AP Photo / Alexander VershininАшхабад, Туркменистан
Ашхабад, Туркменистан - ИноСМИ, 1920, 16.08.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Туркменистан не спешит присоединиться к газовому союзу России, Казахстана и Узбекистана, пишет Advance. Более того, его даже пугает этот инициированный Москвой альянс. В Ашхабаде боятся распространения российского влияния. Но есть и еще одна серьезная причина.
Пока продолжается вооруженный конфликт на Украине, Москва вынуждена искать деликатный подход к государствам — республикам бывшего Советского Союза, а точнее тем, на кого она все еще оказывает влияние. В основном это государства Средней Азии, если не считать Белоруссию. Среднеазиатские страны, которые когда-то вместе с Россией входили в состав СССР, так называемые "станы", заняли преимущественно нейтральную позицию в отношении событий на Украине, которая тоже когда-то была одной из союзных республик.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Конечно, Москва была бы рада ощутимой политической поддержке, такой как поддержка Минска, но, судя по всему, только Александр Лукашенко готов идти так далеко (найдутся те, кто скажет, что у него просто не остается выбора). Бывшие советские азиатские республики очень внимательно следят за вооруженным конфликтом на Украине и не хотят, чтобы их считали российскими союзниками на случай, если вооруженный конфликт на Украине закончится плохо для Москвы.
Я напомню историю с Казахстаном. Там в начале 2022 года, примерно за месяц до начала специальной военной операции, поднялся мятеж против президента Касым-Жомарта Токаева. Восстание было быстро подавлено, в том числе, с помощью российских сил, которые прибыли в Казахстан по приглашению Токаева в рамках миссии ОДКБ. После начала специальной военной операции России на Украине Казахстан быстро дал понять, что не хочет иметь к этому никакого отношения, а также выступает против попыток призвать казахстанских граждан в российскую армию.
В центре внимания сейчас оказалась еще одна бывшая советская республика, о которой мы вообще редко слышим. Речь идет о Туркменистане. На прошедших выходных Туркменистан предупредил Россию о том, чтобы она "не пыталась расширить свое влияние" за счет проекта газопровода "Средняя Азия — Китай" (он известен под названием "Туркменистан — Китай"). Почему вообще прозвучало подобное заявление? Так Туркменистан ответил на высказывание Москвы о том, что многие страны могут вступить в "газовый союз". Ясно, что Туркменистан принял эти слова на свой счет.
Однако о чем идет речь? Что за "газовый союз"? Это проект, который в прошлом году представил президент России Путин, подчеркнув, что в нем будут участвовать Россия, Казахстан и Узбекистан. Первоначально он не вызвал особого энтузиазма и комментариев в Астане и Ташкенте, поскольку, как я уже писал, они не спешили связывать себя с Россией новыми узами после обострения вооруженного конфликта на Украине. Но весной текущего года наконец обозначились первые контуры этого трехстороннего газового союза.
Однако прежде чем поговорить о Туркменистане, зададимся вопросом: разве Узбекистан и Казахстан не энергетические гиганты Средней Азии? Зачем им вообще входить в союз с Россией, ведь у них достаточно газа для собственных нужд и для экспорта? В этом и заключается проблема: газа недостаточно. Точнее, они думали, что будет достаточно, но оказалось, что их расчет неверен.
Президент РФ В. Путин принял участие в ежегодном расширенном заседании коллегии МВД России - ИноСМИ, 1920, 02.08.2023
Стратегический взгляд Путина, сделавшего ставку на газСегодня Россия — энергетическая хозяйка мира, и поднял ее на такой уровень Владимир Путин, пишет профессор Такэо Хирата в статье для Toyo Keizai. Российский президент сделал из нефти и газа основу экономики, развивал партнерство с другими странами и распространил влияние Москвы на всю планету.
Однако давайте вернемся к упомянутому газопроводу. Туркменистан, Узбекистан и Казахстан вместе перекачивают большие объемы газа самому ненасытному потребителю в мире — Китаю. Однако больше всех газа из этой тройки поступает от самой маленькой (в смысле населения) страны — от изолированного Туркменистана. Таким образом, хотя газопровод проходит через три государства, Туркменистан играет ключевую роль в снабжении Китая газом. А что Узбекистан и Казахстан? Они же не просто транзитные страны, не так ли? Разумеется, нет, но в последнее время их добычи недостаточно для того, чтобы покрывать внутренние и экспортные потребности!
Давайте для начала поговорим о населении Туркменистана. По численности населения Туркменистан — самая маленькая страна, в которой проживают всего 6,3 миллионов человек. Большая часть территории Туркменистана, около 70%, — это пустыня. В Казахстане, который хоть и относится к десяти самым большим по площади государствам мира (девятое место), проживают около 19 миллионов граждан. Наиболее густонаселен Узбекистан (35 миллионов жителей), чья площадь меньше, чем у двух других упомянутых государств.
А как обстоят у них дела с упомянутыми газовыми запасами? Согласно данным ОПЕК, Узбекистан располагает 1,564 миллиардами кубометров газа. У Казахстана чуть больше — около 1,898 миллиардов. В области экономических расчетов снова побеждает очень изолированный от мира Туркменистан, чью власть многие сравнивают с северокорейской. Туркменистан располагает 9,838 миллиардами кубометров газа.
У Туркменистана четвертые по величине запасы газа в мире, и обошли его только Катар (23 миллиарда), Иран (33 миллиарда) и, разумеется, Россия (50 миллиардов).
Тут мы постепенно подходим к объяснению, почему Туркменистан возмутился словами России, и почему его пугает российский "газовый союз". Просто половина туркменского газа отправляется в Китай, но поступает, как видно на картах, через Узбекистан и Казахстан. Для Ашхабада, столицы Туркменистана, лучше всего было бы, если бы этот газовый транзит шел максимально свободно до пункта назначения. Туркменистан боится распространения российского влияния, поскольку видит в России конкурента.
Россия потеряла крупные западные рынки, откуда ее вытеснили после начала специальной военной операции на Украине. Таким образом, Российская Федерация вынуждена искать новые рынки, чтобы сохранить экономику, и эти новые рынки находятся в Азии, прежде всего в Китае, а также в других странах.
Учитывая это, Россия и сформировала вместе с Узбекистаном и Казахстаном "газовый союз" ради помощи в организации экспорта газа в третьи страны, но и в них самих. Да, Россия планирует экспортировать свой газ в эти государства. Но зачем? Из-за ранее упомянутого энергетического дефицита, который в определенные моменты обостряется.
Знак газопровода по дороге в Сургут - ИноСМИ, 1920, 02.12.2022
Гигантский газовый союз на миллиарды долларов. Балансы кардинально изменятсяНовый "газовый союз" России с Казахстаном, Узбекистаном и Китаем сэкономит азиатским странам десятки миллиардов долларов, пишет Star gazete. Эта инициатива также кардинально изменит балансы сил на фоне снижения Европой зависимости от российского газа.
Например, мятеж в Казахстане в январе 2022 года, о котором я ранее писал, вспыхнул именно из-за дефицита топлива. Похожие протесты по сходному образцу прокатывались и по Узбекистану.
Быть экспортером газа непросто! Узбекистан и Казахстан уже столько обещали Китаю, что совершенно позабыли о собственном растущем потреблении или просто не ожидали его. В таких ситуациях России приходилось их в некотором смысле спасать, продавая им российский газ!
Это тонкая и сложная игра для всех ее участников, но в итоге Россия вышла из нее самым мощным игроком, который дополнительно распространяет свое влияние.
Что касается Туркменистана, то его власти чувствуют, что обруч российского влияния сжимается, и хорошо понимают, что значит, когда Москва анонсирует "расширение газового союза". Расширение за счет кого? За счет Туркменистана, разумеется!
Я напомню, что Министерство иностранных дел Российской Федерации не сообщило, за счет каких стран может расшириться "газовый союз".
Министерство иностранных дел Туркменистана ответило, что, хотя Москва и не дала ясных комментариев, Ашхабад подчеркивает: с ним никаких консультаций на эту тему не проводилось. "Туркменская сторона считает подобный подход неприемлемым и непонятным, и наше государство расценивает его как нарушение международного права и устоявшейся практики в газовом секторе", — говорится в сообщении МИДа Туркменистана.
Но разве в Туркменистане не правит клановый режим, который в некоторых аспектах даже более закрыт, чем северокорейский, и который всегда поддерживал хорошие отношения с Россией? Да, но все меняется. Изоляция России от Запада многое изменила.
Так, Россия была главным покупателем туркменского газа до строительства означенного газопровода, который соединяет Туркменистан через Узбекистан и Казахстан с Китаем. Но почему Россия, страна с самыми большими запасами газа в мире, покупала газ у Туркменистана? Причин на то много, и главная — конкурентная цена. Россия на протяжении многих лет могла закупать дешевый газ у Туркменистана, направляя его, например, на внутренние нужды, а свой газ тем временем продавала по значительно большей цене богатым государствам Европейского Союза!
Если Туркменистан принудят войти в газовый союз с Россией, так как большой вопрос, сколько Ашхабад сможет сопротивляться, Туркменистану это не принесет ничего хорошего. Ведь Россия просто может вытеснить его из выгодных отношений с Китаем. Пекину это не слишком нравится, но, вероятно, он не станет активно протестовать.
Россия просто не может позволить, чтобы Средняя Азия отвернулась от нее и поэтому вынуждена действовать аккуратно, выбирая подход. Ашхабад уже "распознал" давление, и теперь Москве придется что-то придумать.