Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Немецкие СМИ о выступлении Нетребко в Берлине: искусство победило протесты

© РИА Новости Евгения Новоженина / Перейти в фотобанкОперная певица Анна Нетребко выступает на совместном с певцом Юсифом Эйвазовым концерте при участии Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова в концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве
Оперная певица Анна Нетребко выступает на совместном с певцом Юсифом Эйвазовым концерте при участии Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова в концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве - ИноСМИ, 1920, 19.09.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Выступление Анны Нетребко в опере Верди "Макбет" в Берлине стало политическим событием. Почти все немецкие СМИ написали о протестах против певицы. Но некоторые встали на ее сторону и заявили, что своим искусством Нетребко одержала над протестующими моральную победу.
В статье Berliner Zeitung показали, как же мелко рядом с настоящим искусством выглядела политизированная "клака". И как певица Нетребко своим пением разоблачила тот самый милитаризм и тот самый национализм, которые на самом деле вдохновляли "протестующих":
"Заткнись!" – кричит изящно одетый господин на противоположный от него сектор партера: оттуда после пения Анны Нетребко раздается недовольное мычание. Во всей остальной части зала – овация.
"Позор!" – кричат демонстранты, выстроившиеся у входа в берлинскую Staatsoper. Демонстранты скандируют: "Никакой сцены для российской пропаганды!" Другой лозунг: "Россия – государство-террорист"… Все эти протесты направлены против Анны Нетребко за то, что ее искусство когда-то высоко ставил российский президент Путин.
Протестующих собралось 250 человек, в основном это были украинцы, но полиция не самым честным образом подчеркнула их присутствие. Их подпустили к самому входу в "Берлинер Штаатсопер", так что каждый зритель проходил мимо них и слышал слова вроде тех, которые кричит в мегафон какая-то женщина: "И где ваша совесть?.. Вы здесь развлекаетесь, пока русские там наших людей убивают".
Вопли протестующих слышны и внутри театра. "Не могли бы они выкрикивать свои протесты где-нибудь в зоопарке?" - спрашивает зрительница рядом со мной… Но вот Нетребко начинает петь, и тут понимаешь, почему берлинская Staatsoper непременно хотела, чтобы именно Нетребко выступила в этой роли, несмотря на давление мэрии и "общественности" в соцсетях. Пение Нетребко было совершенным, но это не было "искусство для искусства"… Нетребко играет само зло, воплощенное в леди Макбет, и совершенство ее исполнения пробирает до мурашек, любой слушатель вдруг понимает, почему ее муж Макбет так подчиняется ей и идет на преступления… Сила искусства Нетребко в том, что тот же слушатель, даже самый непонятливый, вдруг понимает: каждый может стать преступником, никто не имеет индульгенции, оставьте лицемерие. Пока существуют люди, будут идти и войны, пожирающие сами себя, как огонь пожирает дерево".
Корреспондент Süddeutsche Zeitung не претендует на эстетический разбор оперы, но приводит факты, показывающие, на что способен сегодняшний западный мир, где политизированы и спорт, и искусство, и даже вопросы секса:
"Над крышей берлинского оперного театра реет знамя Украины, идет демонстрация с мегафонами и плакактами (No Stage for Putin’s Bitch). Люди протестуют против того, что россицско-австрийская оперная дива Анна Нетребко решила вновь выступить в этом берлинском театре. Онлайн-петиция о недопущении ее выступления собрала 40 000 подписей, правительствующий бургомистр Берлина Кай Вегнер (ХДС) объявил, что "очень критически" относится к любой возможности для Нетребко выступить в городе.
Главный чиновник от культуры в городе, берлинский "культур-сенатор" Джо Хиало тоже дистанцируется от ее выступления: вместо него он вместе с украинским послом Алексеем Макеевым посещает выставку Russian War Crimes…
Все это знаки поляризации, которая сегодня раскалывает не только мир оперы. И как можно избежать поляризации в отношении родившейся в 1971 году в Краснодаре Анны Юрьевны Нетребко? Неизбежна поляризация вокруг вопроса, достаточно ли она дистанцировалась от российской СВО на Украине… Ведь, осудив военные действия, Нетребко отказалась назвать виновного в них человека, хотя от нее это требовали и австрийские, и немецкие СМИ… Она описывает свои контакты с Путиным как не имеющие принципиального значения, но это же общеизвестно, что она отмечала своё 50-летие в Кремле в 2021 году".
Нетребко осудила "войну, кто бы ее ни начал". И вот вопрос, должна ли она была назвать начавшего войну человека по имени, раскалывает немецкое общество. Люди спрашивают: если она все же осудит Путина, не окажется ли в опасности ее все еще живущая в России семья?.. А внутри театра смешались возмущенные крики и аплодисменты".
Корреспондент Die Welt напоминает, что Нетребко преследуют по схеме инквизиции, для которой "закон имеет обратную силу". Ей в вину вменяется "поддержка войны", хотя цитируемые ее врагами слова она говорила до начала СВО, не имея возможности предсказать это событие:
"Украинский посол Макеев выразил понимание того, что политически влиятельные персоны, к которым он обратился, не смогли напрямую повлиять на руководство берлинской оперы. Макеев попытался лично поговорить с директором оперы Матиасом Шульцем, чтобы объяснить ему. почему он, дипломат, считает выступление Нетребко неуместным. "К сожалению, я так и не получил приемлемого ответа", - говорит Макеев.
Нетребко, 51-летняя певица (сопрано) пользуется мировой известностью, но после 24 февраля 2022 года она попала под огонь критики за свое былое одобрение действий российского президента Владимира Путина".