Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Американская мощь: незаменимая или неэффективная?

© AP Photo / Paul EllisПрезидент США Джо Байден и президент Украины Владимир Зеленский на саммите НАТО в Вильнюсе
Президент США Джо Байден и президент Украины Владимир Зеленский на саммите НАТО в Вильнюсе - ИноСМИ, 1920, 27.10.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В современном мире США все сложнее быть сверхдержавой, пишет The Economist. За рубежом Америку ждут сложные вызовы. То, как Байден справится с войной между ХАМАС и Израилем, определит глобальную роль Вашингтона в дальнейшем. "Экзамен" на Украине тоже важен.
Пока мощные израильские войска ожидают команды для вторжения в сектор Газа, ВМС США отрядили на поддержку Израиля два огромных авианосца. Их задача — удержать "Хезболлу" и ее спонсора Иран от открытия второго фронта через ливанскую границу. Ни одной другой стране такое не под силу. Авианосцы весом 200 000 тонн — декларация американской мощи в тот самый миг, когда основная часть мира считает, что она пришла в упадок.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Ближайшие месяцы покажут, насколько это верно. Переоценить ставки трудно. 20 октября президент Джо Байден назвал ситуацию "переломным моментом". Он предупредил о необходимости дать отпор террору ХАМАС, а также агрессии России против Украины. На заднем плане маячит угроза Китая вторгнуться на Тайвань.
Однако ситуация еще опаснее, чем предполагает Байден. За рубежом Америка столкнулась с миром сложным и враждебным. Впервые со времен застоя в Советском Союзе в 1970-е у нее появилась серьезная и слаженная оппозиция во главе с Китаем. Внутри страны политическая работа нарушена, а Республиканская партия все сильнее погружается в изоляционизм. Этот момент определит не только судьбу Израиля и Ближнего Востока, но и Америки и всего мира.
Внешняя угроза состоит из трех элементов. Первый из них — это хаос, который Иран посеял на Ближнем Востоке, а Россия — на Украине. Агрессия и нестабильность поглощают политические, финансовые и военные ресурсы США. Если Россия добьется своего на Украине, конфликт охватит всю Европу. Кровопролитие может радикализировать жителей Ближнего Востока, настроив их против своих правительств. Войны захлестывают и Америку — она становится легкой мишенью для обвинений в подстрекательстве и лицемерии. Все это подрывает саму идею мирового порядка.
Вторая угроза — это сложность. Целая группа стран, включая Индию и Саудовскую Аравию, действуют все более прагматически и яростно отстаивают собственные интересы. В отличие от Ирана и России, эти страны не хотят хаоса, но и не подчиняются приказам Вашингтона — да и с чего им? Это усложняет задачу Америки быть сверхдержавой. Посмотрите, хотя бы, на игрища Турции вокруг членства Швеции в НАТО — похоже, они закончились лишь на этой неделе после 17 месяцев утомительных споров.
Третья угроза — самая главная. Китай вознамерился создать альтернативу ценностям, закрепленным в глобальных институтах. Он переосмысливает такие понятия, как демократия, свобода и права человека, чтобы удовлетворить собственные предпочтения — развитие превыше личной свободы и национальный суверенитет превыше универсальных ценностей. Китай, Россия и Иран образуют слабо скоординированную группу. Иран поставляет беспилотники в Россию и нефть в Китай. А Россия и Китай предоставили клиенту Ирана ХАМАС дипломатическое прикрытие в ООН.
Эти угрозы усугубляются политикой Палаты представителей в Вашингтоне. Республиканцы возвращаются к тому изоляционизму в торговле и иностранных делах, которого их партия придерживалась до Второй мировой. И одним Дональдом Трампом дело не ограничивается. Это ставит вопрос: сможет ли Америка продолжать действовать как сверхдержава, если одна из ее партий отвергнет саму идею глобальной ответственности? Помните, что во Вторую мировую войну США вступили лишь в 1941 году после Пёрл-Харбора.
Чтобы понять потенциальный ущерб американским интересам, посмотрите на Украину: республиканцы-трамписты с их подходом "Америка превыше всего" хотят прекратить снабжать ее оружием и деньгами. Это лишено смысла даже с точки зрения самого узкого личного интереса. Этот конфликт дает Америке шанс обезвредить Владимира Путина и удержать Китай от вторжения на Тайвань, не подвергая риску собственные войска. Дезертирство же США с Украины, напротив, повлечет за собой нападение России на НАТО, которое обойдется американцам гораздо дороже (будь то с точки зрения жизней или средств), и сигнализирует друзьям и врагам Америки, что Вашингтон перестал быть надежным союзником (касательно "нападения России на НАТО", можно предположить уверенность автора в том, что альянс уже "окружен" российскими войсками, которые того и гляди завоюют несчастную Европу вместе с Америкой. – Прим. ИноСМИ). Если республиканцы-изоляционисты "засыплются" на украинском экзамене, неизвестно, где окажется Америка, если в Белый дом вернется Трамп.
Это огромные препоны. Но у Америки есть и сильные стороны. Например, ее военная мощь. Она не только направила две авианосные ударные группы на Ближний Восток, но и поставляет оружие, разведданные и ноу-хау Израилю и Украине. Китай стремительно нарастил бюджет своей Народно-освободительной армии, но по рыночному курсу Америка по-прежнему потратила в прошлом году на оборону столько же, сколько десять следующих стран вместе взятых, большинство из которых ее же союзники.
Экономический вес Америки также впечатляет. Страна выдает четверть мирового производства, имея всего двадцатую часть населения, и эта доля не изменилась за последние четыре десятилетия, несмотря на подъем Китая. Наша газета обеспокоена неэффективностью и крадущимся протекционизмом промышленной политики Байдена, но мы не сомневаемся в технологической мощи Америки и ее динамизме — особенно в сравнении с Китаем, ведь становится все очевиднее, что его экономический рост как таковой подчинен другой цели — максимальному контролю Коммунистической партии.
Еще одна недооцененная сила Америки — это получившая второе дыхание дипломатия. Конфликт на Украине доказал ценность НАТО. В Азии Америка создала альянс AUKUS и укрепила отношения с целым рядом стран, включая Японию, Филиппины и Южную Корею. На этой неделе в журнале Foreign Policy советник США по национальной безопасности Джейк Салливан разъяснил, почему страны, даже преследуя собственные интересы, по-прежнему могут быть важными партнерами. Образцом здесь послужит Индия, которой отводится все бóльшая роль в планах Америки по обеспечению безопасности в Азии, несмотря на ее желание и впредь придерживаться политики неприсоединения.
Центробежная сила
Что же это значит для Америки, которая твердо поддерживает Израиль в попытке остановить более обширную войну? Некоторые скажут, что дряхлеющую сверхдержаву снова пытаются втянуть обратно на Ближний Восток после почти 15-ти лет безуспешных попыток оттуда выбраться. Однако этот кризис не столь всепоглощающий, как войны в Афганистане и Ираке.
Формулировка Байдена в этом смысле лучше: это действительно переломный момент, который проверит, сможет ли Америка адаптироваться к миру более сложному и полному угроз? Ей по-прежнему есть что предложить, особенно если она будет совместно с союзниками крепить безопасность и отстаивать открытость торговли. Ее ценности, при всем несовершенстве их воплощения, по-прежнему привлекают людей со всей планеты — что недоступно китайскому коммунизму. Если Байдену удастся справиться с кризисом вокруг сектора Газа, это пойдет на благо Америке, Ближнему Востоку и в конечном счете всему миру.