Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украина криминализирует законные религиозные споры

© РИА Новости Стрингер / Перейти в фотобанк"Объединительный собор" на Украине
Объединительный собор на Украине - ИноСМИ, 1920, 30.11.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Юрист Боб Амстердам рассказал в интервью The European Conservative о гонениях со стороны государства на священников и прихожан Украинской православной церкви. Он считает, что многих украинцев принудили войти в лоно раскольнической ПЦУ — а те, кто не пошел на это, и вовсе перестали посещать храмы.
Украинская православная церковь (УПЦ), которая была ранее связана с Московским патриархатом, находится под сильным давлением со стороны украинского правительства во главе с президентом Владимиром Зеленским — после начала конфликта в феврале 2022 года ее стали обвинять в связях с российскими властями.
Несмотря на то, что в мае 2022 года УПЦ разорвала отношения с Москвой и Патриархом Кириллом, правительство Зеленского проводит облавы в церквях и арестовывает священнослужителей, а в октябре украинский парламент и вовсе предложил объявить УПЦ вне закона.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Издание The European Conservative поговорило с юристом Бобом Амстердамом (Bob Amsterdam), представляющим УПЦ и возглавляющим ее международную реакцию на предложение о запрете деятельности на Украине. Он является основателем узкоспециализированной международной юридической фирмы Amsterdam&Partners LLP с офисами в Лондоне и Вашингтоне.
В результате репрессий со стороны правительства члены духовенства УПЦ подвергаются арестам, а в ряде случаев еще и лишаются гражданства Украины. О каком наиболее вопиющем случае против представителя духовенства со стороны правительства Зеленского вам известно?
Боб Амстердам: К сожалению, в последние несколько лет было очень много случаев преследования прихожан УПЦ, нападок в адрес представителей духовенства и даже тюремных заключений.
Наиболее вопиющими являются нападения на пожилых людей, высшее духовенство и митрополитов. 75-летнего митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана приговорили к 5 годам тюремного заключения за хранение на личном компьютере некоего документа, который, по его уверению, подбросила ему полиция секретной службы и который никогда не распространялся.
Одним из наиболее громких случаев является обращение с митрополитом Павлом Лебедем (Pavel Lebid), наместником Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Павел последовательно осуждал действия России на поле боя и часами напролет молился за украинских солдат, но в настоящее время службы безопасности задержали его без возможности освобождения под залог.
Ионафану и Лебедю обоим предъявили расплывчатое обвинение в "оскорблении религиозных чувств украинцев", которое фигурирует чуть ли не в каждом уголовном деле против духовенства УПЦ. Поступая таким образом, государство криминализирует законные религиозные споры и комментарии со стороны духовенства УПЦ, игнорируя вопиюще оскорбительные высказывания украинских чиновников и представителей недавно созданной ПЦУ.
Служба безопасности Украины также аннулирует договор аренды Украинской православной церковью Свято-Успенской Киево-Печерской лавры и добивается изгнания оттуда оставшихся прихожан, включая две сотни монахов. Верховный комиссар ООН по правам человека выражает обеспокоенность по данному вопросу, а украинская разведка настаивает на том, что Павел якобы оскорбил религиозные чувства украинцев.
Подобные ситуации, к сожалению, имеют место по всей Украине. К большому сожалению, парламент принял данное решение, несмотря на безоговорочную поддержку своей страны в борьбе против России священников, руководства и тысяч последователей церкви.
Город - государство Ватикан - ИноСМИ, 1920, 14.11.2023
Ватикан заявил, что транссексуалы и гомосексуалы могут креститься и быть крестными родителямиВ Ватикане решили, что транссекуалы и гомосексуалы могут креститься и быть крестными родителями, пишет Breitbart. Это повергло читателей портала в шок. "Бог создал мужчину и женщину, а Ватикан решил это исправить", – написал один из комментаторов.
— СМИ пишут, что многие украинцы перешли из УПЦ в поддерживаемую правительством Православную церковь Украины. Каково в настоящее время реальное число прихожан УПЦ по стране?
— Согласно последнему независимому исследованию, проводившемуся непосредственно перед началом конфликта, паства Украинской православной церкви насчитывала более 5,5 миллионов человек. Новые цифры получить, очевидно, сложнее, но, как показывают текущие оценки, сейчас с ней остаются лишь около 1,7 миллиона украинцев.
К сожалению, картина удручающая: почти четыре миллиона верующих либо были вынуждены присоединиться к разрешенной государством Православной церкви Украины, либо из страха вообще не посещают храмы.
На протяжении тысячи лет православные христиане Украины молились на церковнославянском языке и имели собственный набор ритуалов на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение. Согласно предложенному украинским правительством законодательству, эти исторические практики заменяются новой разрешенной религией на другом языке с другими ритуалами.
Многие украинцы считают это в корне неверным и не хотят игнорирования их исторически сложившихся религиозных обрядов. Вот почему более миллиона человек все еще остаются в лоне УПЦ, и парламент должен предоставить им свободу исповедования.
Учитывая огромное давление на членов УПЦ и правительственную кампанию притеснения в целом, правдоподобных цифр попросту не существует.
— Также утверждают, что духовенства в УПЦ по-прежнему гораздо больше, чем в ПЦУ. Каковы текущие цифры по количеству священников, монахинь и монахов?
— Являясь старейшей православной церковью страны, наследие которой насчитывает более тысячи лет, УПЦ традиционно была единственной православной церковью Украины. Согласно статистике украинского правительства, в 2022 году эта крупнейшая религиозная сеть насчитывала около 10 тыс. членов духовенства. С тех пор, как начались репрессии, ситуация изменилась. Текущих данных о количестве священников, монахинь и монахов у нас нет, но в связи с арестами многие религиозные лидеры покидают официальные посты и совершают богослужения тайно.
Опять же, цифра неточная, но таких более десяти тысяч. Появилась подпольная церковь, которая не дает вести статистику и напоминает советские времена.
— Украина все никак не преуспеет в контрнаступлении против России, и, если ситуация на поле боя продолжит ухудшаться, возможно ли усиление преследований против УПЦ?
— Тяжело видеть, как Украинская православная церковь принимает на себя основной удар. С начала конфликта повреждения получили около 250 храмов, разрушен ряд крупных религиозных объектов, таких как Одесский Спасо-Преображенский кафедральный собор. Члены церкви попали под перекрестный огонь, страдая как от российских атак, так и от притеснений со стороны собственного правительства. Самое ужасное в том, что чем дольше длится конфликт, тем больше простых верующих оказываются несправедливо втянутыми в растущие антироссийские настроения.
— Какие шаги в международном сообществе вы предпринимаете, чтобы о бедственном положении членов УПЦ услышали? Сталкивались ли вы с резкой реакцией из-за разобщенности конфликта в целом или другие страны все же проявляют интерес к ситуации?
— Мы делаем все возможное, чтобы предать гласности те проблемы, с которыми Украинская православная церковь сталкивается в масштабе всего мира. Печально, но реальных действий по этому вопросу не наблюдается, несмотря на обращение к различным международным группам.
Недавно я дал Такеру Карлсону интервью, и оно набрало более 53 млн просмотров. Но вот в чем проблема: дела у членов церкви плохи и продолжают ухудшаться, так что действовать необходимо прямо сейчас.
Я полностью осознаю, что критика украинского правительства вызовет некоторую нерешительность, но нам действительно нужно, чтобы правительства и правозащитники других стран активизировались, проявили интерес и приняли участие в решении проблем, через которые проходит церковь. Речь не только о политике, но и о том, что людям отказывают в праве на отправление веры, и это нельзя оставлять без внимания.
— Каково будущее УПЦ в Украине? Если правительство Зеленского рухнет, станет ли новое проводить ту же политику во имя антироссийских настроений или смена правительства ослабит притеснения в отношении церкви?
— Не хочу комментировать внутреннюю политику Украины, хотя отметил бы отказ президента Зеленского проводить выборы и запрет оппозиционных партий. Возможность формирования нового правительства представляется довольно призрачной. Поистине грустно наблюдать за подобного рода вызовами демократическим принципам со стороны страны, воюющей за либеральные ценности.
При таком сценарии трудно не беспокоиться о потенциальных последствиях для Украинской православной церкви. С ростом консолидации правительства Зеленского преследования, с которыми она сталкивается, продолжат нарастать без каких-либо скоординированных действий международного сообщества. В любой другой стране это вызвало бы общественный резонанс. В сохранении свободы вероисповедания заинтересованы все украинцы — и те, кто хочет, чтобы в стране соблюдались демократические нормы и верховенство закона.
Буквально в прошлые выходные ООН выступила с решительным заявлением: "Свобода религии должна преобладать в Украине, даже несмотря на то, что конфликт затягивается, заявил Совету Безопасности старший представитель ООН по правам человека".
— Папа Римский Франциск выразил заинтересованность в попытке наладить диалог с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом для содействия миру, но восприимчива ли, по-вашему, Католическая и другие западные церкви к тяжелому положению УПЦ?
— УПЦ приложила немало усилий, чтобы обеспечить полное функциональное отделение, которое де-факто произошло еще в 90-е годы. Интереса к официальному диалогу с Патриархом Кириллом нет.
Как такового содействия этому диалогу недостаточно. Многие члены Украинской православной церкви, с которыми я держу связь, разочарованы отсутствием действий как со стороны Католической церкви, так и других крупных западных церквей в ответ на трудности, с которыми им приходится сталкиваться.
На фоне продолжающихся нападок, притеснений и изгнаний со стороны украинского правительства невозможно переоценить необходимость создания единого фронта солидарности среди христиан всего мира. Я искренне надеюсь, что по мере роста осведомленности международное христианское сообщество будет не только соболезновать и молиться, но и предпримет искренние действия для защиты прав и благополучия Украинской Православной Церкви.
Крис Томлинсон — британско-канадский журналист The European Conservative. Специализируется на миграции, европейской политике, крайне левом экстремизме и исламском терроризме. Ранее работал в Breitbart News и освещал разные вопросы, включая миграционный кризис, Брексит, рост популизма и традиционного консерватизма по всей Европе.