Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российские подлодки класса "Борей" бесшумные и могут уничтожить миллионы человек

TNI: подлодки класса "Борей" сложнейшие бесшумные машины с мощными ракетами

© Фото : СЕВМАШАтомный подводный ракетный крейсер "Князь Пожарский" проекта "Борей"
Атомный подводный ракетный крейсер   Князь Пожарский проекта Борей - ИноСМИ, 1920, 03.12.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Подлодки класса “Борей” разрабатывались на замену ПЛАРБ класса “Акула”, однако получились заметно меньше предшественников, и их гораздо сложнее обнаружить, пишет TNI. Несмотря на компактность, эти АПЛ могут нести от 16 до 20 ракет “Булава”.
Харрисон Касс (Harrison Kass)
Первой подводной лодкой, разработанной Россией после распада Советского Союза, стал проект 955 “Борей”. Класс “Борей”, известный в НАТО как “Долгорукий”, представляет собой атомную подводную лодку с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) четвертого поколения. Хотя Класс “Борей” разрабатывался на замену ПЛАРБ класса “Акула” (по классификации НАТО: Typhoon или “Тайфун”), однако получился заметно меньше предшественников. “Акула” имеет водоизмещение в 48 000 тонн и экипаж в 160 человек, а “Борей” — всего 24 000 тонн, а для работы хватает всего 107 подводников.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Истоки программы
Первые разработки начались в 1980-х годах, но дальнейшим успехам помешал распад Советского Союза: первое судно будет заложено лишь в 1996 году.
Поначалу программа называлась проект 935, но затем сменила название на проект 955, а подлодка была перепрофилирована для размещения новой баллистической ракеты подводного базирования (БРПЛ) Р-30 “Булава” (по классификации НАТО: SS-NX-30) вместо отмененного проекта Р-39УТТХ “Барк”, сообщает журнал Naval Technology.
Подлодки класса “Борей” спроектированы на ОКБ “Рубин”, а строятся на заводе “Севмаш” в северном городе Северодвинск.
Первое судно класса “Борей”, “Юрий Долгорукий”, планировалось спустить на воду в 2002 году, однако реализацию программы задержали бюджетные ограничения. “Юрий Долгорукий” сошел со стапеля лишь 15 апреля 2007 года. В этот день русские торжественно спустили на воду свой первый стратегический подводный ракетоносец за семнадцать лет.
Конструкция “Борея”
Класс “Борей” получил гидродинамически эффективный корпус для снижения широкополосного шума. Конструкция корпуса компактна и значительно меньше, чем у ПЛАРБ класса “Акула”. Примечательно, что подлодки “Борей” первыми из российских атомных подводных лодок получили водометную движительную установку.
Насосный водометный движитель имеет ряд преимуществ перед “голыми” гребными винтами. Например, он позволяет развивать более высокие скорости до возникновения кавитации (из-за повышенного внутреннего динамического давления). Кроме того, насосный водометный движитель создает высокую удельную мощность, имеет улучшенные характеристики на мелководье, обеспечивает повышенную маневренность и снижает шум. Хотя подлодки “Борей” первыми в России получили водометный движетель, другие военно-морские силы ранее уже внедрили эту технологию. Помимо прочего, ее используют подлодки “Трафальгар” (Trafalgar) и “Астьют” (Astute) Королевского флота Великобритании, “Сивулф” (Seawolf) и “Виргиния” (Virginia) ВМС США, а также “Триумфан” (Triomphant) и “Барракуда” (Barracuda) ВМС Франции.
Питает водометный движитель “Борея” ядерный реактор ОК-650.
Русские хвастались, что шумовая заметность “Борея” в пять раз ниже, чем у их подводной лодки третьего поколения класса “Акула”, и вдвое ниже, чем у американской подводной лодки класса “Виргиния”. Хотя скрытность “Бореев” русские наверняка преувеличивают, наблюдатели сходятся в том, что они более скрытны, чем предыдущие российские ПЛАРБ. При этом в репортажах отмечается, что гидравлические помпы “Борея” становятся громче во время работы, увеличивая шумовую сигнатуру подводной лодки и снижая скрытность.
Технические характеристики “Борея”
Длина подлодки класса “Борей” составляет 170 метров, а диаметр — 13,5 метра. В подводном положении “Борей” может развивать скорость 25 узлов и более. Подводная лодка оснащена плавучей спасательной камерой, достаточной для размещения всего экипажа.
Несмотря на относительно небольшой размер и компактность, “Борей” может нести 16 ракет (новая, улучшенная модификация – до 20 ракет), поскольку БРПЛ “Булава” меньше Р-39УТТХ.
“БРПЛ "Булава" (обозначенная в договоре СНВ-III как РСМ-56) создана на основе конструкции “Тополь-М” и устанавливается на подводные лодки класса “Борей”, — сообщает журнал Naval Technology. — Эти ракеты разработаны Московским институтом теплотехники и запускаются с платформы проекта 955”.
Длина “Булавы” составляет 12,1 метра, диаметр — 2,1 метра. Ракета весит 36,8 тонны и несет от шести до десяти боевых блоков индивидуального наведения по 100–150 кг.
“Борей” также несет шесть ракет РПК-2 “Вьюга” (по классификации НАТО: SS-N-15). “Вьюга” — противокорабельная ракета калибра 533 мм с дальностью полета 45 километров.
Вообще “Борей” — очень сложный аппарат. Каждая подлодка состоит из 1,3 миллиона компонентов и механизмов и требует 17 000 тонн металла — примерно на 50% больше, чем ушло на строительство Эйфелевой башни. По всему “Борею” использовано 109 километров трубопроводов и 600 километров проводки. Корпус лодки покрыт десятью тысячами резиновых пластин. Воистину: “Борей” — сложная машина.
На сегодняшний день в строй вступило семь подлодок этого класса.
Заглядывая в будущее
Хотя “Борей” сравнительно недавно пополнил собой российские вооруженные силы, уже объявлен его готовящийся преемник: ПЛАРБ класса “Арктур”. Проектировать его будет конструкторское бюро “Рубин”, создатель “Борея”. “Арктур” получит широкий, обтекаемый корпус со скошенной рубкой, чтобы еще больше затруднить обнаружение.
Харрисон Касс — специалист по вопросам обороны и национальной безопасности, автор более 1 000 статей. Адвокат, пилот, гитарист и в прошлом хоккеист-профессионал, Харрисон поступил на службу в ВВС США летчиком-курсантом, но был уволен по состоянию здоровья. Имеет степень бакалавра колледжа Лейк-Форест, степень магистра Нью-Йоркского университета и степень доктора права Орегонского университета