Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Разрушительный конфликт на Украине приближается к двухлетней отметке, и Иэн Биррелл отправился в Киев, чтобы выяснить, насколько крепок моральный дух украинцев. Каков его вердикт?

Украинцы пожаловались журналисту Daily Mail Бирреллу на большие потери в ВСУ

© AP Photo / Efrem LukatskyПрезидент Украины Владимир Зеленский, командующий Сухопутными войсками Украины генерал-полковник. Александр Сырский (справа) и заместитель руководителя Офиса президента Роман Машовец смотрят на карту во время визита в прифронтовой город Купянск Харьковской области, Украина, четверг, 30 ноября 2023 года.
Президент Украины Владимир Зеленский, командующий Сухопутными войсками Украины генерал-полковник. Александр Сырский (справа) и заместитель руководителя Офиса президента Роман Машовец смотрят на карту во время визита в прифронтовой город Купянск Харьковской области, Украина, четверг, 30 ноября 2023 года.  - ИноСМИ, 1920, 03.12.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украинцы жалуются на большие потери в ВСУ и тяжелые условия на передовой, пишет репортер Иэн Биррелл в статье для Daily Mail. Одна из жительниц Киева даже заявила: "Нам нужен еще миллион человек, чтобы продолжать борьбу".
Эта сцена выглядела совершенно типичной для любой европейской столицы: женщина сидела в оживленном кафе, попивая фруктовый чай и разговаривая.
Но Наталья Драпак рассказывала, кого из своих друзей она потеряла на залитой кровью линии фронта. "У меня есть друзья, которые там погибли. Один из них числится пропавшим без вести с мая. Другого моего друга тяжело ранило — у него повреждены и руки, и ноги. У него четверо детей, и его семье сейчас очень тяжело".
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Жених Натальи воюет на фронте с июня прошлого года, и у него еще ни разу не было возможности попрощаться со своими павшими товарищами, чьи тела отправляют семьям.
"Он знает, что он будет помнить об этом всю оставшуюся жизнь", — сказала 33-летняя Драпак, которая работает в сфере искусства. Неудивительно, что ее измученный службой жених страдает от проблем с психическим здоровьем.
"Он демонстрирует огромную выносливость и устойчивость для человека, находящегося в такой глубокой депрессии, — сказала она. — Но нам нужен еще миллион человек, чтобы продолжать борьбу".
Один солдат составил петицию, призывающую сменить на передовой тех бойцов, которые воюют уже долгое время. Это повлекло за собой ожесточенные споры по поводу мобилизации в стране, где с наступлением второй зимы число жертв конфликта продолжает неуклонно расти. Потому что Украина сталкивается с суровой реальностью: конфликт, который унес жизни, покалечил и лишил домов стольких людей, может продлиться гораздо дольше, чем большинство первоначально ожидало.
В прошлом году, когда украинские войска отбили атаку российских сил на Киев и вернули более половины территорий, находившихся под контролем России (информация не соответствует заявлениям Минобороны РФ — Прим. ИноСМИ), начались опрометчивые разговоры о том, чтобы к Рождеству отвоевать у Путина еще и Крым. Однако к настоящему моменту контрнаступление украинских войск застопорилось, натолкнувшись на хорошо укрепленные оборонительные позиции русских. Между тем Москва нашла новых поставщиков оружия, внимание мирового сообщества переключилось на Ближний Восток, поддержка со стороны союзников слабеет, а экономика Украины разрушена.
Даже президент Владимир Зеленский признал горькую действительность, сказав, что Украина вступает в "тяжелую" фазу. Он отдал приказ о возведении оборонительных укреплений и продолжает призывать мир не забывать об их борьбе.
Вернувшись на Украину после нескольких месяцев отсутствия, я обнаружил, что настроение людей стало еще мрачнее. Они все сильнее беспокоятся по поводу готовности страны к длительной борьбе, однако, несмотря на изнеможение, они решительно настроены одержать победу над своим врагом.
Мрачные настроения народа понятны. Согласно результатам одного исследования, любой украинец может назвать в среднем семерых членов семьи или друзей, которые были убиты или ранены с тех пор, как Россия начала свою специальную военную операцию. Это ужасающая статистика, которую подтверждают все, с кем я там разговаривал.
Петицию, призывающую к ротации солдат на передовой, запустил Кирилл Бабий, который был актером, художником и учился в архитектурном институте до того, как российские войска пересекли границу его родной страны.
Он немедленно записался в ряды вооруженных сил, чтобы защищать Украину. Сегодня, спустя 21 месяц после начала боевых действий, он командует передовым разведывательным подразделением, которое принимало участие в множестве ожесточенных сражений. "Я пошел в армию, потому что хочу жить свободно, — сказал 32-летний Кирилл. — На нас напала страна, которая хочет нас уничтожить. Масштабы вторжения оказались огромными, и я почувствовал, что мы обязаны сделать все возможное".
Но сегодня, продолжая сражаться с российскими войсками на восточной линии фронта, он испытывает огромное напряжение и усталость от боев и необходимости командовать подразделением. "Я не думал, что все затянется так надолго. Я был настроен оптимистично", — сказал Бабий.
"А теперь я устал. Порой мы оказываемся в критических ситуациях, невообразимых ситуациях, и справляться с этим очень тяжело. Тяжело в моральном и физическом плане. Я не вижу этому конца, и у меня нет возможности восстанавливать силы".
Такие петиции, призывающие к ротации солдат, разжигают горячие дискуссии на тему того, как можно обеспечить достаточный приток в армию граждан, готовых и обученных рисковать своими жизнями в борьбе Украины за существование. Правила призыва уже несколько раз переписывались. Спустя два дня после приезда в Киев я проснулся от знакомых звуков конфликта, когда столица подверглась самой мощной атаке беспилотников с февраля 2022 года.
Только один из 75 беспилотников сумел преодолеть ПВО, но в результате атаки пять человек получили ранения, несколько зданий было повреждено, а из-за упавших обломков начались пожары.
Атака беспилотников случилась в тот момент, когда Украина отмечала 90-летие Голодомора — голода, который начался из-за политики советского лидера Иосифа Сталина и в результате которого погибло 4 миллиона человек.
Эта атака беспилотников была воспринята как первый залп Путина наступившей зимой после наращивания его арсенала. В прошлом году Россия уничтожила почти половину энергетических объектов Украины, и, по словам властей, сейчас страна готовится к "худшей зиме в истории".
Теперь украинцам необходимо запастись силами и терпением. "Мы живем в новой реальности, — сказал 33-летний Мирослав Лаюк, известный поэт и писатель. — У нас столько людей, которые все потеряли — дома, мужей, детей, — что имущество уже не имеет никакой ценности".
"Это борьба за свободу, за человечность". Он очень эмоционально рассказывал о том, как он был на похоронах своего друга и как мать погибшего попросту обезумела от горя, потеряв единственного сына, — "по-настоящему ужасный момент".
Прошлой зимой Лаюк читал книги при свете свечи, потому что не было электричеств. В тот момент он думал, что конфликт скоро закончится. "Теперь украинцы готовятся к новым долгим зимам. Если нам повезет, то сейчас мы в середине конфликта. А если не повезет, он затянется на 10 лет". Лаюк считает, что Украина стала сильнее, несмотря на изнеможение и потери. По данным США, в СВО Украина потеряла почти 200 тысяч человек погибшими и ранеными.
Готовьтесь к плохим новостям. Генсек НАТО признал кризис на Украине
Эксклюзивное интервью с генсеком НАТО Йенсом СтолтенбергомВ интервью для немецкой телекомпании ARD генсек НАТО Столтенберг заявил, что Украина находится в "критической ситуации" и всё может стать ещё хуже из-за недостаточной помощи со стороны Запада. Дело в том, что члены НАТО не смогли удовлетворить возросший спрос Киева на боеприпасы.
"Год назад я не думал, что мы сумеем выдержать более длительный конфликт, а теперь я чувствую, что сможем. Народ заплатил такую высокую цену. Сегодня есть смысл жить только ради тех ценностей, за которые люди умирают".
И такие настроения характерны не только для жителей столицы Украины. Среди пенсионеров, которые были вынуждены бросить свои дома в зоне боевых действий, за воодушевленными разговорами о победе скрывается осознание того, что Украине предстоит долгий и тяжелый путь. "Я ждал, что всё закончится весной, потом летом, потом зимой. Теперь нам говорят, что конфликт кончится в следующем году, — сказала 67-летняя Людмила Войкова. — Боюсь, что этому не будет конца".
Бывший бухгалтер рассказала мне о том, как погиб ее друг, и о том, как одному мужчине оторвало пальцы шрапнелью, когда он доставлял воду семьям, укрывавшимся в подвалах. "Война — это настоящий ад", — произнесла она сквозь слезы, но добавила, что они должны победить.
Я много раз слышал эти слова — постепенное осознание того, что СВО может продлиться долго, и решительный протест против любых намеков на то, что, перенеся такие страдания, Украина может смириться с чем-то кроме возвращения всех своих территорий. "Мирное соглашение не обсуждается. Мы принесли слишком большую жертву. Разве вся наша молодежь погибла ради какого-то мирного соглашения? — сказала Мария Авдеева, эксперт в области кибербезопасности. — Это было бы предательством по отношению к тем, кто погиб на поле боя".
Эти две женщины, как и многие другие, напомнили мне, что Украина сражается уже почти 10 лет с тех пор, как Путин присоединил Крым и поддержал ополченцев в Донбассе.
Согласно официальным данным, в настоящее время численность ВСУ составляет миллион человек — это в стране, где после прошлогоднего массового бегства женщин и детей осталось около 37 миллион граждан. В петиции Бабия говорится, что сейчас на Украине 6,3 миллиона мужчин призывного возраста. "Я не испытываю гнева по отношению к мужчинам, которые не служат, но я не понимаю их", — сказал он.
Но не каждый хочет быть солдатом. Чтобы избежать призыва в армию, тысячи мужчин нелегальным образом покинули страну. Количество выданных медицинских свидетельств о негодности к военной службе выросло в десять раз. А летом Зеленский уволил руководителей военкоматов, обвинив их в коррупции.
Один мужчина рыдал, описывая свою ситуацию. "Мне постоянно плохо, — сказал 34-летний предприниматель по имени Максим. — Я боюсь умереть, я не хочу, чтобы меня ранило, и я не готов убивать людей. Я не представляю, как люди с этим справляются".
Большинству мужчин в возрасте с 18 до 60 лет запрещено покидать страну. В первые месяцы боевых действий на фронт ринулись добровольцы. Теперь же людей призывают на службу с помощью повесток, которые вручаются на улицах, в домах и даже в барах.
Максим проводит большую часть времени дома, чтобы его не поймали и не вручили ему повестку. Но даже он демонстрирует сопротивление, которое заставляет тех, кто не воюет, тратить время и деньги на поддержку вооруженных сил страны.
Однако волонтеры рассказали мне, что количество пожертвований уменьшается — из-за усталости и экономических трудностей. И в народе нарастает гнев в связи с коррупцией чиновников и нецелевым использованием государственных средств.
Кроме того, между политическим и военным руководством Украины обострились разногласия. Многих тревожит ослабление поддержки со стороны Запада и уменьшение объемов поставок оружия. Тем временем Москва увеличивает расходы на оборону, и теперь на нужды вооруженных сил тратится почти треть ее бюджета.
Однако двое моих собеседников подчеркнули, что украинцы по-прежнему решительно настроены бороться дальше. Первой из них была 54-летняя учительница по имени Елена Курило, которая стала "лицом" конфликта после того, как в первые часы ее ранило шрапнелью под Харьковом. Врачам удалось вернуть ей зрение благодаря пожертвованиям читателей Mail on Sunday.
Хотя ей предлагали квартиру в Лондоне, летом этого года она вернулась на Украину. "Здесь тяжело, но здесь мой дом, мой язык, мой народ, — объяснила она. — Так жить — это ужасно, но мы выдержим".
Вторым моим собеседником стал 25-летний снайпер Александр Петренко, который получил ранение в шею, из-за чего сейчас он парализован от груди и ниже. "Это было странное чувство. Рот наполнился кровью, и я чувствовал, что смерть близка", — вспоминает он.
Но ему удается сохранять положительный настрой. "Я знаю, что люди устали, но мыслей о поражении нет. Тяжело, когда вы столько всего теряете. Многие ломаются. Я хочу показать, что это еще не конец. Если не сломаться, можно пережить второе рождение".
Автор статьи: Иэн Биррелл (Ian Birrell)