Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Солженицын: жизнь, посвященная борьбе с разными тоталитаризмами, находит свое отражение в вандейском Историале

© РИА Новости А. Натрускин / Перейти в фотобанкН. Солженицына и А. Солженицын во Владивостоке
Н. Солженицына и А. Солженицын во Владивостоке - ИноСМИ, 1920, 18.12.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 1993 году, незадолго до отъезда в Россию, Александр Солженицын нашел время посетить французскую Вандею, ставшую жертвой революции 1789-1793 года, вспоминает автор статьи для Figaro. Сегодня в провинции открыта посвященная писателю выставка. Она приурочена к 105 дню рождения Солженицына и 50-летию "Архипелага".
К пятидесятилетию "Архипелага ГУЛАГа" открывается большая выставка, посвященная Александру Солженицыну. В 1993 году он уже отдал дань памяти жертвам террора во Франции и России.
Зеленые луга Вандеи хранят память об одной из самых трагических страниц истории Франции. Потребовалось почти два столетия, чтобы в деревне Люк-сюр-Булонь, жители которой были растерзаны колоннами революционных войск из Парижа (за участие в Вандейском восстании) появился свой Мемориал. 25 сентября 1993 года памятник был открыт с большой помпой в присутствии всемирно известного писателя Александра Солженицына. Тридцать лет спустя на этом же самом месте, в стенах разросшегося музея "История Вандеи", 16 декабря открылась крупная выставка, посвященная жизни "титана свободы".
По словам Эрика Некера, главного хранителя наследия писателя и организатора выставки, "главная задача выставки – продвижение литературного творчества этого человека через призму российской истории". Посетители приглашены в ретроспективное путешествие от рождения писателя в 1918 году, через несколько месяцев после убийства царя Николая II, до его возвращения в Россию в 1994 году, через три года после распада СССР.
На площади 500 м² представлено более сотни предметов, документов и аудиовизуальных анимаций, свидетельствующих о величии и упадке советского режима. Здесь есть несколько исключительных экспонатов, например, униформа генерала Врангеля, предоставленная во временное пользование Музеем Армии. А также гимнастерка солдата Красной Армии, красный пионерский галстук и комсомольский билет - контекстуальные предметы, связанные с жизнью Солженицына, о которых нам рассказывали в кино.
Солженицын родился в семье офицера русской армии во время Гражданской войны. Он вырос с бабушкой и дедушкой по материнской линии на Кавказе. Через год после того, как его дед, считавшийся кулаком, был арестован, 13-летний мальчик Саня Солженицын вступил в ряды комисомола. Начиная с мобилизации в ряды армии для участия в Великой Отечественной войне против Германии и заканчивая заключением в ГУЛАГ в 1945 году за критику военных решений Сталина, изложенную в письмах к находившемуся рядом на фронте другу-однокласснику, посетители смогут увидеть множество фотографий и, главное, многочисленные ссылки на произведения, которые он написал после этого периода.
Во-первых, "Один день Ивана Денисовича", рассказ о жизни в трудовых лагерях начала 1950-х годов. Опубликованный в 1962 году в журнале "Новый мир" (который можно найти в залах Музея истории) в период десталинизации, рассказ будет иметь эффект разорвавшейся бомбы в Советском Союзе того времени. Однако, возможно, меньший, чем книга "Архипелаг ГУЛАГ", история подготовки которого в условиях московского диссидентского подполья тоже подробно рассказана на выставке.
Этот "опыт художественного расследования", в центре которого лежала идея, что террор был изначально присущ большевизму, а не стал поздним "извращением идеалов". Создание "Архипелага" стало возможным благодаря показаниям 227 бывших заключенных. Сотня "невидимок" помогла автору тайно микрофильмировать произведение, чтобы обмануть бдительность КГБ во время переправки текста на Запад. Ася Дурова, сотрудница посольства Франции в Москве, Никита Струве, литературный консультант редакции YMCA-Press в Париже… Кто были эти призрачные персонажи? А ведь без них этого проекта не было бы.
Начиная с критического восприятия произведения и заканчивая ссылкой автора на Запад, ни один отрывок из жизни литератора не остался не отраженным в этой экспозиции. И это в контексте выставки, которая, "несмотря на приостановку передачи некоторых экспонатов из-за украинского конфликта", как выразилась куратор выставки Карин Велье. Все это лишь подчеркивает важную роль исторической памяти. В Вандее ценят то, что именно этот писатель выразил свое отношение к Вандейскому восстанию в своей уникальной статье на эту тему. Тема была так важна для него, что именно во Франции остался рукописный вариант этой статьи. Эта рукопись была подарена вдовой писателя Натальей Солженицыной Французскому Институту в 2018 году – и сейчас это единственный манускрипт Солженицына, находящийся за пределами России. Сегодня рукопись статьи "Черты двух Революций: французской и русской" тоже представлена в музее.
Статья была написана в 1984 году и переведена на французский язык славистом Жоржем Нива. В ней автор отмечает, что "Вандея — важный символ: это точный аналог двух наших великих крестьянских восстаний (в 1920–1921 годах) против большевиков". И не зря, объясняет Эрик Некер, "Французская революция — это матрица революций. Она оказала большое влияние на власть Ленина, который черпал вдохновение в колоннах генерала Тюрро для своих собственных репрессий". Так что приезд писателя в Люк-сюр-Булонь в 1993 году стал свидетельством важнейшего признания французами и русскими исторического факта разрушительности революций, до тех пор почти не обозначенного в коллективной памяти.
Дориан Грелье (Dorian Grelier)