Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Да Винчи создал "спутниковую" карту в 1502 году. Вот как он это сделал

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Еще в далеком 1502 году Леонардо да Винчи создал карту города, которая выглядит как настоящий снимок со спутника. Автор видеосюжета для Vox рассказал, как гений своего времени сделал это, не имея возможности подняться в небо.
Эта карта от 2019 года была составлена с использованием спутниковых и аэрофотоснимков. А вот эту Леонардо да Винчи нарисовал примерно в 1502 году, не имея возможности подняться в небо. Как?
Полную версию видео смотрите эксклюзивно в сообществе ИноСМИ ВКонтакте
Когда печально известный итальянский политик Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) привез Леонардо да Винчи, написавшего этот портрет, в город Имола в качестве военного инженера, тот уже имел неплохую военную репутацию и несколько знаменитых работ на счету. Когда Леонардо обосновался в недавно отвоеванном Борджией форте, одна из его обязанностей заключалась в том, чтобы помогать ему изучать территорию.
В то время стандартная карта выглядела вот так: вид с высоты птичьего полета или холма. Часто на них появлялись мифические существа, не имеющие никакого отношения к военным операциям. Ракурс позволял рассмотреть лишь некоторые из зданий, тогда как другие располагались за ними. Эти карты, может, и были красивыми, но им не хватало правильности форм и масштаба, а еще они подчеркивали величие достопримечательностей за счет четкости и точности.
Леонардо необходимо было изобразить Имолу как и ихнографическую модель — идея, которую описал Витрувий, римский инженер и вдохновитель вот этой работы да Винчи. С практической точки зрения речь о карте, где все выглядит так, будто вы находитесь прямо над изображаемыми объектами — так можно получить более четкое изображение. Рассмотрим форт: на гугл-картах присутствует эффект теней, но перспектива в основном остается той же, что и реальный вид сверху, где расстояние уменьшает эффект искажения перспективы. Но у Леонардо не было возможности подняться так высоко, а потому созданный им план Имолы стал подвигом символического воображения и точности.
На основе эскизов, предыдущих работ и наброска карты Имолы мы можем догадаться о том, как именно Леонардо ее создавал. Вероятно, он использовал буссоль, инструмент в форме диска с небольшим указателем для измерения углов на местности относительно устойчивой точки. Скорее всего, он использовал компас для фиксации ориентации окружавших город стен, причем буквально на каждом углу, что помогало точно переносить расположение стен на бумагу. Обратите внимание, что на карту наложен разделенный на секции круг.
Чтобы установить масштаб, Леонардо также нужно было измерить расстояние между всеми этими углами. Он мог проделать это либо пешком, либо с помощью одометра, специального колеса с вращавшимися шестернями, которые измеряли расстояние, роняя камешки в ведро через определенные промежутки времени. Сопоставив углы и расстояния, он смог создать план — за сотни лет до того, как кто-нибудь сможет проверить его правильность.
Эта потрясающая карта 1551 года, написанная другим Леонардо — Буфалини — показывает потенциал метода да Винчи. Все эти ранние ихнографические карты имеют ряд неприятных особенностей, а именно неточности и художественные излишества, что отражает масштабы проекта. Придирались в том числе и к карте Имолы авторства Леонардо да Винчи — вероятно, он использовал некоторые элементы предыдущих работ и другие художественные приемы. Похоже также, что, произведя точные замеры городских стен, мастер все же позволил себе больше вольности с углами улиц внутри самого города. Но даже несмотря на художественную вольность, эта карта — нечто большее, чем изображение форта и города. Это переход от географии мифов и восприятия к точно отрисованной географии информации.
Эта карта Имолы начала 1500-х годов оказалась еще и картой будущего.