Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Столицы ЕС опасаются мести России и кибератак в ответ на заморозку активов

Politico: в ЕС опасаются, что Россия ответит на конфискацию активов кибератаками

Виды Москвы - ИноСМИ, 1920, 06.02.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ЕС разрабатывают обходной путь для того, чтобы пустить замороженные российские активы на помощь Украине, пишет Politico. При этом в Европе боятся возмездия Москвы. Некоторые предполагают, что дело может дойти до кибератак.
Грегорио Сорджи (Gregorio Sorgi)
Брюссель — Чем дольше правительства размышляют над конфискацией замороженных российских активов для восстановления Украины, тем сложнее эта задача представляется.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Уже несколько месяцев чиновники Европейского союза ищут способ, как воспользоваться активами стоимостью порядка 200 миллиардов евро, обездвиженными в ответ на путинскую спецоперацию на Украине в феврале 2022 года, но на пути встают все новые проблемы. В результате некоторые правительства вынашивают план, как достичь того же результата, не решая окончательную судьбу активов.
По словам причастных к обсуждениям чиновников, группа промышленно развитых стран, или “Семерка”, задумалась о том, чтобы использовать активы в качестве залога для банковских кредитов, которые пойдут на восстановление Украины.
Средства будут конфискованы, если Россия откажется выплачивать репарации после окончания боевых действий.
Депутат Европарламента от фракции консерваторов из Бельгии Йохан Ван Овертвельдт, выдвинувший эту идею в интервью журналу Politico на прошлой неделе, считает, что это надавит на Путина и вынудит его свернуть спецоперацию и сесть за стол переговоров.
“Если просто взять и конфисковать эти 200 миллиардов евро, то откуда у него [Путина] возьмется стимул вести мирные переговоры?” — спросил он.
Однако предложения прозвучали на фоне растущей обеспокоенности ответными мерами Москвы на конфискацию, вплоть до кибератак против западных стран.
Осведомленные европейские чиновники предупредили, что это рискует спровоцировать встречные меры против европейских активов в России. Кроме того, звучат предупреждения, что это запятнает репутацию еврозоны и понизит ее привлекательность для инвесторов.
“Мы заплываем в неизведанные воды, — сказал дипломат ЕС на условиях анонимности. — Поэтому любой был бы обеспокоен потенциальными последствиями конфискации активов”.
Параллельные попытки ЕС выделить средства на нужды Украины из центрального бюджета столкнулись с серьезным политическим сопротивлением, в результате чего правительства пустились на поиски альтернативных источников средств. На то, чтобы убедить Венгрию снять вето на транш Киеву в размере 50 миллиардов евро, потребовалось несколько недель закулисных переговоров.
Финансовая стабильность
По мнению сторонников конфискации активов, этот план может принести более 200 миллиардов евро в поддержку будущего восстановления Украины. Страны “Семерки” пытаются разработать единую дорожную карту на фоне растущего давления со стороны США, которые, наряду с Великобританией и Канадой, настроены решительнее крупнейших стран ЕС, таких как Германия, Франция и Италия.
Европа же опасается, что Москва примет ответные меры, подав шквал апелляций против бельгийского финансового депозитария Euroclear, где хранится подавляющее большинство российских резервов в Европе.
“Финансовое учреждение формата Euroclear считается системообразущим, — заявил журналистам в конце января бельгийский министр финансов Винсент Ван Петегем. — Мы должны сделать так, чтобы конфискация российских активов не сказалась на финансовой стабильности”.
Словно подтверждая опасения европейских стран, российские компании, чья прибыль и инвестиции в Европе подверглись заморозке, уже подали 94 внутренних иска с требованием к компании Euroclear вернуть средства, которая работает по бельгийскому законодательству, сообщил осведомленный бельгийский чиновник.
Крупнейшие российские кредиторы, в том числе Росбанк, банк “Синара” и Россельхозбанк, подали иски к Euroclear на сотни миллионов рублей.
“Истцы возбудили судебные разбирательства главным образом с тем, чтобы вернуть себе доступ к активам, заблокированным на счетах Euroclear” — говорится в заявлении бельгийской клиринговой палаты в четверг.
Euroclear предположила, что проиграет дела в России, поскольку страна “не признает международные санкции”. Это усугубило опасения, что полномасштабная конфискация повлечет за собой возмездие против западных активов в России.
Кибератаки
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков пообещал в декабре, что Россия ответит на конфискацию замороженных активов. Не вдаваясь в подробности, он предположил, что Москва сможет сделать то же самое с западными активами в России.
Бельгийский чиновник, тоже на условиях анонимности, предупредил, что Кремль сможет в ответ ударить по подотчетным Euroclear активам, замороженным в России.
Дипломат ЕС предупредил, что Россия также может усилить кибератаки на западные финансовые учреждения в попытке вернуть свои деньги. Он привел в пример недавний всплеск активности в Финляндии после высылки российских дипломатов из Хельсинки.
Руководитель компании в сфере кибербезопасности выразил тревогу, что конфискация активов приведет к тому, что Москва перенаправить крупные финансовые сделки на российские счета.
Однако второй дипломат ЕС отверг эти предупреждения, отметив, что Россия уже захватила местные филиалы европейских компаний, в том числе датской пивоваренной корпорации Carlsberg и французского продовольственного гиганта Danone, задолго до того, как конфискация активов вошла в повестку дня “Семерки”.
Дипломат подчеркнул, что Кремль продолжит подрывать европейские финансовые интересы в России безотносительного того, осуществится ли план конфискации или нет.
Стимул для Путина
Европейская комиссия не обсуждает конфискацию активов на фоне предупреждений Европейского центрального банка, что это может подорвать репутацию евро.
Согласно заявлению Euroclear, изначальное предложение ЕС касается лишь доходов от вложенных средств России, которые превышают 4 миллиарда евро в год. Посланники ЕС договорились в конце января, что эти средства будут помещены на отдельный счет.
Чтобы обеспечить перевод денежных средств в бюджет ЕС, а затем на Украину, Еврокомиссии придется разработать дополнительный план.
Статья написана при участии Изабеллы Каминской и Бьярке Смит-Мейер