Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия побила Европу и США по росту ВВП

TEC: данные МВФ о росте российского ВВП совершенно надежны

© AP Photo / Jose Luis MaganaДиректор-распорядитель Международного валютного фонда Кристалина Георгиева
Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристалина Георгиева - ИноСМИ, 1920, 07.02.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Некоторые усомнились в правдивости доклада МВФ, согласно которому российская экономика превзошла западную. Но сфальсифицировать данные о ВВП крайне сложно, пишет TEC. Более того, МВФ использует для сбора, обработки и анализа данных четкие стандарты.
Свен Ларсон (Sven Larson)
Когда Международный валютный фонд опубликовал свой обновленный доклад “Перспективы развития мировой экономики” за январь 2024 года, многие наблюдатели недоуменно вскинули брови. По оценкам МВФ, в 2023 году российская экономика превзошла по росту как США, так и Европу.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
— Реальные темпы роста ВВП США МВФ оценил на уровне 2,5%, российская экономика же выросла на 3,0%
— Экономика же еврозоны выросла в 2023 году на 0,1% с поправкой на инфляцию, по данным Евростата.
Показатель для американской экономики близок к цифре, которую мы можем рассчитать на основе данных Бюро экономического анализа США. Согласно его предварительной оценке ВВП за четвертый квартал, экономика США выросла в 2023 году с поправкой на инфляцию на 2,6%.
Но некоторым комментаторам, похоже, тяжело смириться с высокими показателями российской экономики. За круглым столом на телеканале al-Jazeera норвежский аналитик рисков неплатежеспособности и эксперт по санкциям Эрленд Бьёртведт посетовал, что западные санкции против России не нанесли экономике ожидаемого ущерба.
Но его пророчества неминуемой гибели и краха российской экономики развеял стратегический бизнес-консультант и специалист по России и Евразии Крис Уифер. Бьёртведт попытался увязать высокие показатели роста ВВП с военными расходами, Уифер же объяснил, что рост масштабный и устойчивый.
В испещренной комментариями новостной заметке к тому же докладу МВФ радио “Свобода”* (признана в РФ иноагентом. – Прим. ИноСМИ) сообщило (курсив мой, Свен Ларсон):
“Президент России Владимир Путин в этом году увеличивает расходы на оборону и транжирит деньги на население в преддверии мартовских выборов. В итоге экономика России показала себя намного лучше, чем прогнозировали эксперты, после масштабных западных санкций, введенных в 2022 году в наказание за спецоперацию на Украине”.
Подразумевается, что российское федеральное правительство расширяет семейные льготы, чтобы “купить” голоса избирателей на предстоящих выборах.
Я не намерен устанавливать достоверность ни этого утверждения, ни доводов, высказанных Крисом Уифером в ходе вышеупомянутой дискуссии на Al-Jazeera. Однако стоит отметить, что обвинения, будто администрация Путина подкупает избирателей из государственного бюджета, и любые намеки на то, что президент и его партия подтасовывают результаты выборов, по сути, взаимоисключающие.
Еще важнее то обстоятельство, что январский выпуск “Перспектив развития мировой экономики” — далеко не первый случай, когда МВФ дает положительную оценку российской экономике. В апреле прошлого года газета The Moscow Times (признана в РФ иноагентом. – Прим. ИноСМИ) сообщила:
“Международный валютный фонд во вторник повысил прогноз экономического роста России на 2023 год, прогнозируя, что подпитываемые дефицитом государственные расходы помогут компенсировать растущие издержки на боевые действия на Украине”.
В следующем абзаце статьи объясняется, что изначальный долгосрочный прогноз МВФ был пессимистичным. Утверждалось, что к 2027 году российская экономика будет “примерно на 7% меньше”, чем предрекали прогнозы до начала боевых действий”.
Показателен и еще один разворот, когда МВФ сменил негативный прогноз роста на позитивный. В апрельском прогнозе годового роста ВВП России с поправкой на инфляцию составил 0,7%. А свежеопубликованный доклад “Перспективы развития мировой экономики” значительно повысил этот показатель до 3,0%.
Прежде чем мы рассмотрим корни экономического роста в России, важно ответить на сам собой напрашивающийся вопрос, который то и дело звучит в социальных сетях: можно ли вообще доверять экономической статистике из России?
Если бы данные исходили непосредственно от Росстата, тревога критиков была бы еще понятной. Но обсуждаемые здесь цифры взяты из доклада Международного валютного фонда — одного из авторитетнейших в мире институтов экономических исследований и статистики. Как и любое другое уважаемое статистическое ведомство калибра Евростата, ОЭСР, Бюро экономического анализа США, Всемирной торговой организации или Системы национальных счетов ООН, МВФ использует для сбора, обработки и анализа данных четкие стандарты.
Свидетельством проницательности статистиков МВФ можно считать то обстоятельство, что поиск в их базе данных по российской экономике не дает столь исчерпывающего набора цифр, как по более открытым западным экономикам. Это объясняется техническими методами расчета реального и номинального ВВП и уровню детализации разукрупненных данных.
Проще говоря: МВФ либо не имеет доступа к надежным данным с более подробной разбивкой, либо счел имеющиеся цифры ненадлежащего качества. В то же время другую статистику там сочли достаточно надежной, чтобы публиковать в одном ряду наряду с аналогичными данными из Европы и Америки.
ОЭСР, крупная независимая международная исследовательская организация со штаб-квартирой Париже, также публикует национальные отчеты по российской экономике с некоторыми ограничениями.
Это означает, что статистики и экономисты, которые без устали анализируют и оценивают данные об экономиках всего мира, в целом считают российскую статистику достаточно надежной, но либо не имеют доступа к данным с достаточно подробной разбивкой, либо питают некоторые сомнения насчет качества некоторых подмножеств данных. Эти оговорки показательны по двум причинам:
— Это знак, что международные статистические учреждения придерживаются в своей работе непоколебимых профессиональных стандартов
— Опубликованные ими цифры столь же надежны, как данные из Америки или Европы.
Стоит отметить, что в этом отношении российские национальные данные находятся примерно на том же уровне, что данные западных стран 1970-х и, в ряде случаев, 1980-х.У нас есть достоверная статистика по ВВП США, начиная с 1920-х годов, но уровень детализации далеко не так хорош, как в современной статистике ВВП.
Так что эти цифры вполне заслуживают доверия. Статистика российского ВВП от авторитетных международных ведомств совершенно надежна — даже если ее уровень детализации сопоставим с европейской или американской полувековой давности.
Более того, по причинам, которые я рассмотрю подробнее в одной из следующих статей, подделать национальные данные чрезвычайно сложно. Пока что я ограничусь отсылкой к вышеупомянутому круглому столу, где аналогичную точку зрения высказал Крис Уифер.
А что же с санкциями — они сработали? Цифры МВФ свидетельствуют об обратном. Еще одна причина полагать, что Россия выдержала санкции так же успешно, как предполагает доклад “Перспективы мировой экономики” (World Economic Outlook), заключается в том, что российская экономика по сути своей не сильно отличается от других развитых промышленно развитых стран. Макроэкономический обзор на основе базы данных ООН рисует картину сбалансированной экономики с приемлемыми темпами роста во всех отношениях.
На графике 1 показаны годовые темпы роста частного потребления и валового накопления основного капитала, то есть деловых инвестиций, с поправкой на инфляцию. Для справки приведены темпы роста ВВП России.
Экономика России: реальный ежегодный рост ВВП (черн.), потребления (зел.) и накопления капитала (красн.)
Инфографика
Инфографика
Инфографика
Циклические изменения в инвестициях и потреблении разворачиваются ровно так, как и следовало ожидать: первое предшествует второму. Снижение общих темпов роста от цикла роста 2003–2007 годов до более вялых 2010-х также соответствует ожиданиям. Или, если без обиняков: если кто и захочет сфабриковать подложные данные о ВВП, он не подумает синхронизировать фальшивку с международной экономикой.
Есть несколько способов проверить эти цифры с помощью вторичных источников данных. Быть может, лучший из них — это понаблюдать, как меняются российский экспорт и импорт в зависимости от бизнес-цикла. Такую вариативность легко установить и сравнить с тем, как “должна” колебаться та или иная экономика с ее структурой торговли. На внешнюю торговлю, как и на любые трансграничные финансовые операции, можно ответить цифрами с другой стороны — мы знаем, сколько нефти Европа завезла из России в тот или иной год, и, следовательно, знаем, сколько та экспортировала.
Есть и другие способы проверки национальных счетов, о которых я опять же расскажу в одной из следующих статей. А пока же удовольствуемся выводом, что в цифрах российского ВВП от МВФ нет ничего подозрительного. Нам всем досадно, что Россия обошла санкции, но это факт, и незачем казнить гонца — то есть национальную статистику.
Если же мы хотим пересмотреть санкции на основе их эффективности, так давайте этим и займемся.
Свен Ларсон — доктор философии, автор аналитических статей по экономике для журнала The European Conservative. Работал штатным экономистом аналитических центров и советником политических штабов. Автор ряда научных статей и книг. Его труды посвящены государству всеобщего благосостояния, тому, как оно ведет к экономическому застою, а также реформам, необходимым для уменьшения негативного воздействия большого правительства.