Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российско-индийские военные связи идут на спад, а основой взаимоотношений становятся поставки нефти

Print: основой отношений между Россией и Индией становятся поставки нефти

© РИА Новости Виталий Аньков / Перейти в фотобанкРоссийский (справа) и индийский флаги в классе предполетной подготовки в рамках международных российско-индийских учений "Индра - 2017" во Владивостоке.
Российский (справа) и индийский флаги в классе предполетной подготовки в рамках международных российско-индийских учений Индра - 2017 во Владивостоке. - ИноСМИ, 1920, 17.12.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Отношения России и Индии остаются "выше гор и глубже океанов", заявил министр обороны Раджнат Сингх во время своего визита в Москву. Его цитирует The Print. Основой отношений между странами становятся поставки нефти.
Свасти Рао (Swasti Rao)
Отношения России и Индии в военной сфере, некогда занимавшие центральное место в двустороннем сотрудничестве, идут на спад. Основой их взаимоотношений становятся поставки нефти, что свидетельствует о фундаментальных сдвигах.
Министр обороны Раджнат Сингх недавно вернулся из России, где председательствовал на очередном заседании Межправительственной комиссии по военному сотрудничеству и присутствовал на приемке фрегата-невидимки Tushil. Настроение в Нью-Дели приподнятое, чему немало способствовала выразительная характеристика, данная министром российско-индийским отношениям. Он сказал, что они "выше гор и глубже океанов". Такая фраза живо напомнила риторику, к которой часто прибегают соседи Индии. Это заявление привлекло к себе пристальное внимание и требует внимательного анализа всего того, что за ним скрывается.
СМИ подтверждают, что премьер-министр Нарендра Моди пригласил президента Владимира Путина посетить Индию с официальным визитом в начале 2025 года.
С самого начала вооруженного конфликта на Украине российско-индийские связи привлекают к себе пристальное геополитическое внимание. Несмотря на неотъемлемые проблемы, эти отношения, в основе которых лежат исторические связи, сформированные в советскую эпоху, продолжают развиваться, превращая препятствия в благоприятные возможности. Однако многолетнее присутствие России в индийском военном секторе отмечено определенными проблемами, включая задержки с поставками, коррупцию и конфликтующие между собой геополитические союзы. А сегодня возникает еще больше сложностей.

Горы и моря

Вооруженный конфликт на Украине привел к существенным сбоям, усилив нагрузку на российский военно-промышленный комплекс и экспорт, а также его зависимость от китайских технологий двойного назначения. Рост российской зависимости от Китая создает стратегическую дилемму для Индии, поскольку Пекин остается главной геополитической, экономической и стратегической проблемой для Нью-Дели, хотя недавно стороны добились прогресса в вопросе отвода войск на Линии фактического контроля (демаркационная линия между Индией и Китаем. — Прим. ИноСМИ).
Для Индии сохранение конструктивного сотрудничества с Россией по-прежнему крайне важно в геополитических рамках Евразии, хотя Нью-Дели молчаливо признает ограниченность своего влияния на Москву в рамках создания противовеса растущей зависимости России от китайской экономической и технологической поддержки в условиях ведения специальной военной операции.
Подход Индии демонстрирует, что она отдает предпочтение поэтапной дипломатии, а не жестким антагонистическим альянсам. Но такое постепенное развитие отношений надо осуществлять осторожно, избегая чрезмерного усердия в сегодняшней сложной и постоянно меняющейся геополитической обстановке.

Зависимость и вызовы

В вопросах ремонта и обновления своей военной техники советских времен Индия зависит не только от России, но и от Украины. Это подчеркивает неотложную необходимость в модернизации и локализации в сложных геополитических условиях. Непрекращающиеся конфликты — от Украины до Ближнего Востока — показывают, что мир зависит от силы, а не от неолиберальных идеалов общих экономических интересов. Этот вывод находит отклик в Индо-Тихоокеанском регионе, где из-за дестабилизирующих действий Китая и углубления его связей с Россией усиливается напряженность. В условиях неурегулированного структурного соперничества с Китаем и непростых отношений с пользующимся китайской поддержкой Пакистаном Индия сталкивается с неблагоприятным соотношением сил в воздухе и на море, что требует от нее решительных ответных действий.
Недавние закупки военной техники у России — это результат тех сделок, что были заключены до начала конфликта на Украине, например, покупка фрегатов типа "Тальвар" с характеристиками малозаметности. Два из четырех фрегатов строятся на судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде, а еще два — в Гоа. Но все они работают на украинских газотурбинных двигателях, а это серьезная уязвимость. Украина поставляет эти двигатели, несмотря на военные действия, демонстрируя устойчивость своего военно-промышленного комплекса. Но неспособность Индии производить такие комплектующие внутри страны делает ее зависимой от иностранных поставщиков. Это относится ко всем военно-морским силам Индии, в составе которых — 130 кораблей с украинскими силовыми установками и авианосцы советской постройки, где также применяются силовые установки украинского производства.
Чтобы ликвидировать такую зависимость, Индия предпринимает шаги по получению необходимых технологий. В январе 2024 года корпорация Bharat Forge приобрела 51% акций научно-производственного комплекса "Зоря" — "Машпроект". Этот стратегический ход имеет целью обеспечить Индии доступ к критически важным технологиям газотурбостроения. <...>
Индии надо срочно диверсифицировать список поставщиков, а также ускорить местное производство двигателей, чтобы снизить свою зависимость и укрепить самодостаточность. Без таких мер обороноспособность Индии по-прежнему будет под угрозой.
Есть несколько примеров того, как зависимость Индии от военной техники советской эпохи тормозит нашу модернизацию.
В процессе такой модернизации планируется постепенный отказ от устаревших транспортных самолетов Ан-32, которые изначально проектировало украинское КБ Антонова. Индия хотела модернизировать парк этих машин, чтобы продлить их срок службы, но в итоге решила остановиться на замене запчастей, чтобы и дальше эксплуатировать этот самолет в качестве временной меры. Параллельно страна закупила транспортные самолеты C-295 у Испании и задумалась о заключении контрактов на модернизацию своего авиапарка средних транспортных самолетов за счет покупки бразильских машин Embraer и немецких А400М.
После нескольких лет задержек отмечается заметный прогресс с самолетами МиГ-29. Компания Hindustan Aeronautics Limited получила возможность капитально ремонтировать двигатели РД-33, значительно снизив свою зависимость от России. Кроме того, индийские ВВС заменили устаревшие российские ракеты современными индийскими ракетными системами, продемонстрировав свою способность локализовать процесс обновления арсеналов. <...>
Индийские ВВС с осторожностью относятся к приобретению современных российских истребителей, таких как Су-57, отмечая недостатки в технологиях малозаметности, в эффективной площади рассеяния и ограничения в передаче технологий, что препятствует работе по модернизации.
Индия также сосредоточила усилия на совершенствовании своих РЛС в целях повышения возможностей по наблюдению и раннему предупреждению. Предположения о сделке с Россией на четыре миллиарда долларов в целях закупки РЛС типа "Воронеж", по всей видимости, не соответствуют действительности, потому что Индия уже давно покупает надежные радиолокационные станции у Израиля. Кроме того, Организация оборонных исследований и разработок министерства обороны Индии совершенствует отечественные радарные системы, особенно загоризонтные РЛС.
Имеющиеся у Индии радиолокационные станции, закупленные в Израиле и Франции, могут обнаруживать цели на удалении 500-700 километров. Но ей явно не хватает загоризонтных РЛС, способных обнаруживать угрозы на расстоянии более двух тысяч километров с учетом искривления земной поверхности. Попытки Организации оборонных исследований и разработок создать свои загоризонтные РЛС направлены на укрепление береговой обороны и повышение возможностей ПРО. Когда эти радары будут введены в строй, Индия перейдет в высшую лигу развитых странах, куда входят США, Китай и Россия.
Выявленные во время украинского конфликта уязвимости российских РЛС еще убедительнее подчеркивают необходимость опоры на собственные силы. <...> Для Индии в таких условиях важно в приоритетном порядке создавать отечественные радары, чтобы не исключить зависимость от иностранных систем.
<...>

Геополитические противоречия

У Индии должен вызывать глубокую тревогу тот факт, что Россия активно вооружает Китай, тем более у Пекина есть хорошие возможности для обратного проектирования. Стокгольмский институт исследования проблем мира разработал систему оценки тенденций (TIV), которая отражает масштабы и стратегическую ценность сотрудничества двух стран. С 2014 года эти связи углубляются, в том числе, в области совместного проектирования систем предупреждения о ракетном нападении и интеграции спутниковой навигации. Индию беспокоят места проведения российско-китайских военных учений. С 2022 года восемь таких учений прошло в Восточно-Китайском море и по одному — в Южно-Китайском и Аравийском морях, что создает угрозу ключевым морским интересам Нью-Дели. Индия стремится к сохранению статус-кво в стратегически важных водах, таких как Южно-Китайское море и Малаккский пролив, однако ее торговое судоходство в Красном море находится в опасности, потому что она, в отличие от России и Китая, не имеет гарантий безопасности от региональных игроков типа хуситов.
Отношения России и Индии в военной сфере, некогда занимавшие центральное место в двустороннем сотрудничестве, идут на спад. Основой их взаимоотношений становятся поставки нефти, что свидетельствует о фундаментальных сдвигах в динамике их связей.
Индия должна приспосабливаться к таким меняющимся условиям, придерживаясь сбалансированного подхода в целях сохранения стратегической автономии, и одновременно осуществлять перенастройку отношений с Москвой в быстро меняющейся геополитической обстановке.