https://inosmi.ru/20250316/nagasima-272215274.html
"Мир нестабилен". Японцы напуганы, что США кинут их, как и прочих партнеров
"Мир нестабилен". Японцы напуганы, что США кинут их, как и прочих партнеров
"Мир нестабилен". Японцы напуганы, что США кинут их, как и прочих партнеров
Привычный миропорядок скатывается в пучину, утверждает специальный советник премьер-министра Японии Нагасима в интервью JB Press. США разрывают связи с прежними | 16.03.2025, ИноСМИ
2025-03-16T00:07
2025-03-16T00:07
2025-03-16T03:23
jb press
политика
япония
китай
сша
дональд трамп
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e7/03/03/261103097_0:166:3073:1894_1920x0_80_0_0_e450d9b6db1337358852803cbd26712c.jpg.webp
Интервью со специальным советником премьер-министра Акихисой Нагасимой (часть 2). Президент США Дональд Трамп обещает радикально изменить роль Америки в мире. Соединенные Штаты предпринимают попытки оставить позади роль "мирового жандарма", декларируют "Америка превыше всего" и критикуют суть Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией. Еще один гегемон на мировой арене, Китай, активно продвигает инициативу "Один пояс, один путь" — проект создания глобальной экономической зоны. Какую дипломатическую стратегию следует выбрать Японии в условиях нестабильной международной ситуации? Издание "Гэндай Медиа" встретилось с Акихисой Нагасимой (64 года), который занимает должность специального советника премьер-министра Японии и отвечает за внешнюю политику и политику в области государственной безопасности. Акихиса Нагасима — ключевая личность в канцелярии Сигэру Исибы.Соединенные Штаты больше не намерены защищать международный миропорядокЖурналист Каори Коно: Нагасима-сан, вы занимали аналогичную должность специального советника при премьер-министре Ёсихико Нода (2011–2012 гг.). Также отвечали за внешнюю политику и политику в области государственной безопасности. Что-то изменилось за эти годы на мировой арене?Специальный советник премьер-министра Японии Нагасима Акихиса (長島昭久, далее — Нагасима): Сейчас мир куда менее стабилен, чем в 2012 году. Пропасть перед нами стала глубже. По капельке, по капельке, еще шажок — и вот привычный нам мир и порядок катятся в пучину как снежный ком, не останавливаясь ни на минуту. У этих событий, безусловно, есть дата отсчета. Момент, после которого мировой порядок начал разрушаться. Я полагаю, что точку невозврата мы прошли в 2014 году. Тогда Российская Федерация в одностороннем порядке объявила Крым своим, а Китай начал строить искусственные острова-укрепления, чтобы усилить контроль над спорной территорией — архипелагом Спратли. Думаю, именно в этот момент началась "новая холодная война" между США и Китаем.— А затем на международную арену вышел президент США Дональд Трамп.— Нынешняя фаза раскола сейчас переходит на совершенно иной виток развития. В своей инаугурационной речи президент Трамп сделал упор на "революции здравого смысла". В частности, он предпринимает попытки отойти от тех ценностей, которых до этого придерживались в Америке. Речь, например, об отказе от инициативы DEI, то есть принципов многообразия, равенства и инклюзивности. Философия "революции здравого смысла" явно прослеживается и во внешней политике Соединенных Штатов. Если ранее под "здравым смыслом" Штаты понимали приверженность занимаемой позиции, декларировали готовность стоять на своем, даже если для защиты международного порядка придется пойти на некоторые жертвы, то сейчас всё изменилось. При администрации Байдена правительство США придерживалось общего мнения касательно необходимости внести свой вклад в поддержание глобальной стабильности. Сейчас уже не важно, насколько получалось реализовать это в действительности, но позиция была такова.— Мир опять начал меняться. Об этом свидетельствует активизация усилий по прекращению конфликта на Украине.— Дональд Трамп сейчас на втором президентском сроке. Его политика несколько отличается от действий предыдущих администраций с точки зрения степени приверженности Соединенных Штатов международному порядку, основанному на четких правилах.Аналогичная ситуация происходит и с международными альянсами. С моей точки зрения, наблюдается определенное неприятие Штатами существующих ценностей, например идеи о том, что с союзниками следует вести себя по-особенному. Именно на это сейчас напоролась Европа. Существует вероятность того, что в будущем Япония или Республика Корея столкнутся с тем же отношением. И это несколько пугает.— Полагаю, это справедливо и для ситуации вокруг Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией и повышением пошлин.— Нам, со своей стороны, следует и далее стоять на своем, четко заявляя, что сложившиеся отношения идут на пользу обеим сторонам. Чем крепче американо-японский союз, тем выгоднее он для США, Японии и международной стабильности. Необходимо и в будущем придерживаться позиции, что наши отношения будут способствовать "возвращению величия Америки" не только с точки зрения безопасности, но и с экономической точки зрения.Прежде чем решить, как вести дипломатические отношения с Китаем, Японии следует выждать и проанализировать действия США и КНР— Есть мнение, что в будущем США и Россия могут сблизиться и занять позицию противостояния Китаю.— Если посмотреть на нынешнюю ситуацию с позиции реализма применительно к теории международных отношений, цель Соединенных Штатов — как можно скорее положить конец конфликтам на Украине и Ближнем Востоке, а высвободившиеся в результате этого ресурсы направить на поддержание мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе. Именно этот регион сейчас является двигателем роста.Говоря более конкретным языком, это означает, что Соединенные Штаты хотят сосредоточиться на стратегической конкуренции с Китаем в условиях назревающей между ними холодной войны. Однако еще предстоит выяснить, действительно ли цели администрации Трампа соответствуют этой теории.После вступления в должность президента Дональд Трамп первым делом встретился с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и королем Иордании Абдаллой II ибн Хусейном с целью урегулирования ситуации в секторе Газа. Кроме того, на мой взгляд, особенно продуктивно прошли встречи с руководством Японии и Индии.Другими словами, Соединенные Штаты в свете своего потенциального стратегического соперничества с Китаем, вероятно, сочли, что именно Япония и Индия являются наиболее ценными кандидатами на выстраивание взаимовыгодных отношений в Индо-Тихоокеанском регионе.Безусловно, международная ситуация сейчас крайне нестабильна, поэтому я не могу сказать это со стопроцентной уверенностью...— Вот, кстати, насчет отношений Японии и КНР. По некоторым предположениям, уже в мае премьер-министр Сигэру Исиба может посетить Китай с официальным визитом.— Не знаю, к чему в итоге придет правительство, но лично с моей точки зрения, правительству, а в особенности премьер-министру Исибе, следует занять осторожную позицию касательно дальнейшего развития дипломатических отношений с КНР.Одна из причин тому — тот факт, что администрация Трампа еще не до конца обрисовала рамки стратегии в отношении Китая. Безусловно, пошлины на китайский импорт уже повышены до 20%, однако общий характер отношений между странами еще не вполне ясен. Я предпочел бы не торопиться с попытками укрепить японо-китайские связи. До поры до времени.Вторая причина: 80-летие со дня окончания Второй мировой войны. В рамках этой годовщины Китай и Российская Федерация вполне могут развернуть довольно жесткую кампанию против Японии по вопросам исторического характера. Официальному Токио стоит всё тщательно взвесить и лишь после этого предпринимать какие-либо дипломатические шаги.Кроме того, Китай задержал нескольких граждан Японии под несправедливым с нашей точки зрения предлогом. В последнее время даже Российская Федерация начала смягчать свою политику в отношении Токио. Однако Китай отказывается снять запрет на импорт морепродуктов, ссылаясь на проблему очищенных вод с АЭС "Фукусима-1". Существуют и иные разногласия: например, установка Пекином исследовательских буев близ спорных островов Сэнкаку и многочисленные вторжения кораблей береговой охраны КНР в территориальные воды Японии.До тех пор, пока не появится четкая перспектива решения всех упомянутых проблем, пока не будет уверенности в том, что мы действительно сможем всесторонне развивать с Китаем взаимовыгодные отношения, основанные на общих стратегических интересах, и строить "конструктивные и стабильные связи", я серьезно сомневаюсь, что Японии следует предпринимать необдуманные действия.Двусторонние отношения с Пекином нужно выстраивать со всей возможной осторожностью. В этом смысле роль японо-китайского совета по обмену между правящими партиями, то есть Коммунистической партией Китая, Либерально-демократической партией Японии и партией "Комэйто", становится еще более значимой.Японии следует стремиться к "автономии", а не к "независимости" от Соединенных Штатов— В январе этого года генеральный секретарь Либерально-демократической партии Хироси Морияма и генеральный секретарь Комэйто Нисида Минору посетили Китай, где встретились с высокопоставленными членами Коммунистической партии Китая.— Поддерживание отношений с Китаем можно осуществить за счет расширения каналов японо-китайского совета по обмену между правящими партиями. В первую очередь, совет по обмену полезен для эффективной работы над сложившимися отношениями, особенно в то время, пока будет производится оценка действий Китая по решению возникающих разногласий. Рано или поздно Соединенные Штаты определятся с позицией в отношении КНР. Только после этого Япония сможет выбрать наиболее подходящий для национальных целей подход.— Нагасима-сан, начиная с конца января этого года, вы посетили пять стран Центральной Азии в качестве посланника правительства Японии. Считается, что этот регион находится под сильным экономическим влиянием Китая и политическим влиянием России. В частности, здание парламента Таджикистана было построено при участии КНР.— В рамках визита в Центральную Азию я встретился с множеством людей, включая президентов и членов правительства. Как мне показалось, они не прочь построить с Японией более активные взаимоотношения.Уровень национального дохода стран Центральной Азии сильно различается. У некоторых стран есть ресурсы, у некоторых их нет. Долг ряда стран перед Китаем существенно вырос. Всё вышеперечисленное не может не вызывать у лидеров этих стран резонные опасения.В последнее время Индия и страны Ближнего Востока сближаются с Центральной Азией. Так что для Японии важно оставаться вовлеченной в эти регионы геополитически и стратегически. Я чувствую, что на Японию возлагают гораздо большие надежды и доверие, чем мы могли себе представить.— Мир сейчас крайне нестабилен. Какую дипломатическую стратегию выберет для себя Япония?— Я считаю, что дипломатия Японии должна сосредоточиться на повышении собственной "автономности"(расширению сферы ее независимых маневров). Подход к "независимости от Соединенных Штатов" основан на национализме. Автономия отличается от независимости. Попытка отстраниться от Соединенных Штатов может спровоцировать нежелательную ответную реакцию с их стороны и привести к изоляции нашей страны.Я придерживаюсь теории "автономии". Она заключается в наращивании мощи Японии посредством укрепления японо-американского альянса, а также увеличении числа наших союзников и повышения степень автономности.Союз с Соединенными Штатами фундаментален для Японии, он позволит нашей стране отточить свои внутренние возможности, например контратак и киберзащиты, углубить сотрудничество со странами-единомышленниками, сохраняя при этом широкий взгляд на международную ситуацию, и расширить, пусть даже незначительно, области, в которых Япония может взять на себя инициативу.Это никоим образом не ослабит японо-американский альянс и не приведет к взаимному конфликту между Японией и США.Акихиса Нагасима: родился 17 февраля 1962 года. Учился на юридическом факультете Университета Кэйо, окончил аспирантуру в Университете Джонса Хопкинса в США. Был старшим научным сотрудником Совета по международным отношениям. Впервые был избран в Палату представителей в 2003 году. На данный момент избирался туда уже восемь раз. Занимал должность специального советника премьер-министра Японии по внешней политике и политике в области государственной безопасности, был заместителем министра обороны. В октябре 2024 года был вновь назначен специальным советником в кабинете премьер-министра Сигэру Исиба, отвечает за наиболее значимые вопросы национальной безопасности, а также ядерного разоружения и нераспространения.
/20250313/intervyu-272184366.html
/20250312/yaponiya-272165933.html
япония
китай
сша
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2025
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e7/03/03/261103097_0:0:2731:2048_1920x0_80_0_0_51eea5a2f0d9a8da24190eeae1278a0e.jpg.webpИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
jb press, политика, япония, китай, сша, дональд трамп
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь