Несмотря на критику после провалов в бывшей Югославии и Руанде и нападки американских неоконсерваторов, Организации объединенных наций все же удалось несколько подправить свои дела с помощью резолюций по Ливии и Кот-д’Ивуару.
Лоран Гбагбо был арестован верными избранному президенту Кот-д’Ивуара Алассану Уаттаре солдатами, которым, однако, вряд ли что-либо удалось без решительной поддержки действовавших от имени ООН военных французской миссии «Единорог». С учетом того, что в это же время международная коалиция государств проводит вмешательство в Ливии для «защиты гражданского населения» в соответствии с резолюцией 1973 Совета безопасности, перед ООН, кажется, открывается новая эра.
Организация была создана по окончании Второй мировой войны в 1945 году и на протяжении всего своего существования регулярно подвергалась критике за бездействие. «Штуковина», однажды назвал ее генерал де Голль, не питавшей особой любви к ооновской бюрократии. Полвека спустя американские неоконсерваторы смотрели на эту международную организацию с плохо скрытым презрением. Они считали ее лишенной какой бы то ни было легитимности и рассматривали как препятствие на пути собственных демократическо-мессианских амбиций. На вопрос «как реформировать ООН?» представитель президента Джорджа Буша Джон Болтон (John Bolton) ответил предельно просто: «В здании секретариата ООН в Нью-Йорке 38 этажей, и если мы уберем 10 из них, никто даже не заметит разницы».
Долгое время руки ООН были связаны холодной войной. Советский Союз и США были настоящими чемпионами в использовании права вето. Потребовался целый советский бойкот Совета безопасности (из-за присутствия националистического Китая) для того, чтобы Америка решила вмешаться в войну в Корее от имени ООН в 1950 году. Рост активности организации в 1960 годах, в первую очередь в Африке, нередко оканчивался фиаско. И лишь приход к власти в Москве Михаила Горбачева позволил ООН вернуть себе некоторую свободу действий благодаря заметно выросшей готовности к сотрудничеству со стороны СССР.
1990-е годы были отмечены многочисленными операциями по поддержанию мира, от Югославии до Тимора. В то же время репутация ООН была серьезно подмочена неудачами, как в Руанде, или бездействием, как в Боснии, где перед глазами бессильных что-либо предпринять голландских «голубых касок» развернулась трагедия в Сребренице. Тем не менее, ответственность за произошедшее лежит не только на ООН, ее руководстве или командных структурах, которые оказались не подготовленными к проведению так называемых миротворческих операций там, где шла война.
Государства-члены ООН и в частности самые влиятельные из них (пять постоянных членов Совета безопасности: Китай, США, Франция, Великобритания, Россия), которые обладают правом вето в СБ, нередко ограничивали возможности ооновских сил, превращая их в безучастных зрителей кровавых событий или даже заложников.
В 2000 году генеральный секретарь Кофи Аннан обратился к бывшему алжирскому дипломату Лахдару Брахими с просьбой составить доклад о поддержании мира. В нем он выступал за укрепление сотрудничества государств-членов и ООН и расширение возможностей для вмешательства, но предупреждал против возможного распыления сил. ООН не может быть повсюду. И вместо того, чтобы довольствоваться полумерами, лучше направить усилия туда, где организация может эффективно выполнять свою миссию по защите мирного населения. Это «ответственность по защите» была прописана в Уставе Организации объединенных наций в 2005 году. В настоящий момент ООН принимает участие в 17 операциях по всему миру со 120 000 военных, полицейских и гражданских сотрудников.
Миссия ООН в Кот-д’Ивуаре насчитывает 10 000 человек, чья задача состоит в том, чтобы добиться соблюдения договоров между группами, которые вели войну друг с другом еще с середины 2000-х годов, и обеспечить защиту мирного населения. После президентских выборов в 2010 году в стране началось противостояние сторонников Лорана Гбагбо и Алассана Уаттары. Столкновения двух лагерей набирали обороты, и ооновские военные в итоге оказались неспособны уберечь Абиджан от боев.
Несмотря на то, что в теории эта миссия должна была быть вооруженной рукой международного сообщества, она, как собственно и само сообщество, предпочла дожидаться того, как экономические санкции задушат режим Гбагбо и его сторонников. Однако четырех месяцев оказалось недостаточно. Для того, чтобы перейти, наконец, к активным действиям, состоящей преимущественно из солдат нескольких африканских государств миссии ООН потребовались подкрепления из французской группы «Единорог». И она их получила, хотя незадолго до этого Николя Саркози говорил о том, что ни один французский солдат больше не будет стрелять в африканцев.
Для оправдания такого противоречивого шага потребовалось решение ООН (резолюция 1975), а также прямая просьба со стороны ее генерального секретаря (письмо с запросом помощи Франции).
С точки зрения действий на международном уровне, у операции в Кот-д’Ивуаре есть несколько общих моментов с вмешательством в Ливии: резолюция ООН, поддержка региональных организаций (Африканский Союз и Экономическое сообщество стран Западной Африки в первом случае, Африканский Союз и Лига арабских государств во втором), действия государства, коалиции государств или альянса (в нашем случае НАТО), военные средства которого значительно превосходят легкое вооружение ооновских миротворцев.
Официальный представитель департамента ООН по миротворческим операциям заявил, что вмешательство в Кот-д’Ивуаре было «необычным, но не беспрецедентным». Может быть. Но это не меняет того факта, что вместе с бомбардировками сил Каддафи в Ливии оно представляет собой заметную перемену в традиционном отношении ООН, которая больше не чурается решительных военных действий для реализации расширенной концепции ответственности по защите мирного населения.
Кроме того, мы увидели изменения в подходе таких стран, как Россия и Китай, которые всегда проявляли редкостную придирчивость, когда вопрос заходил о национальном суверенитете государств. На этот раз они воздержались от голосования по резолюции 1973 (то есть не стали создавать препятствий для вмешательства в Ливии), а также поддержали резолюцию 1975 по Кот-д’Ивуару. Такое решение, разумеется, не означает, что Москва и Пекин отказались от своих взглядов на концепцию национального суверенитета (в первую очередь их собственного), однако оно дает надежду на то, что в будущем «международное сообщество» в лице ООН сможет вмешиваться в события, не дожидаясь военных преступлений или этнических чисток. В том числе внутри суверенных государств.