Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Продавать оружие на новый Ближний Восток России будет непросто

Москва впервые планирует продать оружие Бахрейну в попытке заработать на арабской весне, но Запад, весьма вероятно, сохранит за собой крупнейших клиентов.

© коллаж ИноСМИНа большом базаре атомного оружия
На большом базаре атомного оружия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Аналитики говорят, что маловероятно, чтобы Москва или Пекин, еще один потенциальный поставщик оружия в регион, особо сильно продвинулись на этом фронте, даже в условиях, когда ряд серьезных нарушений в области прав человека правительствами стран региона, сопротивляющимися народным протестам и восстаниям, вынудила Запад приостановить многие из ранее запланированных поставок оружия на Ближний Восток.

Впервые в истории Россия продает оружие в Бахрейн, страну, по отношению к правительству которой Запад стал демонстрировать холодность в связи с последним жестоким подавлением антиправительственных протестов. Эти поставки стали частью усилий Москвы воспользоваться арабской весной, чтобы увеличить поставки вооружений на прибыльный ближневосточный рынок. Неназванный чиновник в российском Министерстве обороны заявил на этой неделе агентству Bloomberg News, что государственный экспортер вооружений «Рособоронэкспорт» продаст Бахрейну автоматы Калашникова АК-103 на десятки миллионов долларов, а также гранатометы и боеприпасы. Bloomberg News также привел слова представителя бахрейнских властей, который заявил, что отношения двух стран «становятся более крепкими».

Но аналитики говорят, что маловероятно, чтобы Москва или Пекин, еще один потенциальный поставщик оружия в регион, особо сильно продвинулись на этом фронте, даже в условиях, когда ряд серьезных нарушений в области прав человека правительствами стран региона, сопротивляющимися народным протестам и восстаниям, вынудила Запад приостановить многие из ранее запланированных поставок оружия на Ближний Восток. «Да, Бахрейн это страна, в которую западные страны с меньшей долей вероятности будут готовы поставлять оружие сейчас, но Бахрейн это мелкий покупатель, на его долю приходится малая толика оружия, поставляемого в регион. А когда речь заходит о крупных поставках, даже Бахрейн, весьма вероятно, останется важным клиентом для США», - говорит Питер Веземан (Pieter Wezeman), ведущий исследователь из Стокгольмского международного института проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute - SIPRI).

«Основные покупатели оружия среди стран Залива - это Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Саудовская Аравия, и я не вижу никаких причин, чтобы в этой области произошли какие-либо значительные перемены», - сказал он The Media Line.

Беспощадные подавления протестов на Ближнем Востоке, в частности, со стороны властей Бахрейна, обернулись головоломкой для США и других западных правительств. С одной стороны, они хотят обеспечить политическую стабильность; с другой, они не хотят, чтобы их видели помогающими режимам, причастным к массовым убийствам и арестам. У России значительно меньше сомнений по вопросу о продаже оружия нарушителям прав человека, таким как сирийский президент Башар Асад или ливийский лидер Муаммар Каддафи.

«Россия - гораздо более толстокожа в том, что касается кажущихся нарушений в области прав человека. В области продаж вооружений они придерживаются принципов realpolitik. Россия также очень хочет увеличить свою долю рынка на Ближнем Востоке, потому что, как говорят грабители банков, «вот где деньги», - отмечает Ариэль Коэн (Ariel Cohen), старший научный сотрудник в вашингтонском Heritage Foundation.

Бахрейн - союзник США. Там базируется их Пятый военно-морской флот, но в июне Вашингтон поместил остров в свой список нарушителей прав человека после того, как ранее в этом году власти этой страны подавили мятеж ценой тридцати или более жизней и массовых арестов.

Никто не знает размеров ближневосточного рынка вооружений, потому что о многих продажах никогда не сообщается, а те, о которых говорится, могут, наоборот, так и не быть осуществлены. Но по оценкам SIPRI, только одни лишь государства Залива, такие как Бахрейн, заключили на ближайшее десятилетие соглашений о покупке оружия на 123 миллиарда долларов.

Сейчас в силе - четыре установленных ООН эмбарго на поставки вооружений на Ближний Восток и в Северную Африку, они введены в отношении Ливии и Ирана, а также неправительственных сил в Ливане и Ираке. Также действует эмбарго Европейского Союза в отношении Сирии. С января 2011 года Великобританией было отозвано больше ста шестидесяти лицензий на поставки оружия на Ближний Восток, в основном, это касалось лицензий на поставки в Ливию и в Бахрейн.

Но «Рособоронэкспорт» заявил 17 августа, что он продолжит поставки оружия в Сирию даже после шести месяцев беспорядков, которые привели к гибели порядка 2 200 человек от рук сотрудников сил безопасности. Россия выступает в защиту своего решения на том основании, что ООН формально не вводила санкций в отношении сирийского режима. Несколькими днями ранее американский госсекретарь Хиллари Клинтон призвала Москву «встать на правильную сторону истории» и прекратить продажи.

Если отбросить Бахрейн, то, по мнению аналитиков, России и Китаю будет очень сложно завоевать новые рынки. Веземан говорит, что одной из небольших возможностей для них могут стать поставки экипировки для борьбы с уличными беспорядками, которую Запад не хочет продавать режимам до тех пор, пока в регионе продолжаются широкие внутренние беспорядки.

США и Европа доминируют на самых важных рынках - Саудовской Аравии и Египта - обеспеченные посредством давних альянсов и программ помощи, в то время как традиционные покупатели российского оружия, такие как Сирия или Ливия, могут поменять своих поставщиков на фоне перемен в регионе.

Россия и Китай продавали Египту «непервоочередное оборудование», такое как тренировочные самолеты из Китая и ракеты «земля-воздух» из России, но Каир ежегодно получает порядка 1,3 миллиарда долларов американской помощи, и не станет быстро менять своего основного поставщика, говорят аналитики.

Саудовская Аравия, между тем, тесно связана с Западом, и ее системы вооружений полностью основаны на западных технологиях. Эр-Рияд зависит от американской поддержки в плане поддержания стратегического баланса с Ираном, его врагом по ту сторону Залива. У США есть контракты на продажу Саудовской Аравии современных систем вооружений на 67 миллиардов долларов в ближайшие десять лет, и это крупнейшая сделка по поставкам оружия в американской истории.

Германия в июле достигла соглашения о продаже Саудовской Аравии двухсот танков Leopard 2A7+ на сумму в 2,85 миллиарда долларов. Хотя Запад начал продавать определенное количество оружия режиму Каддафи после снятия эмбарго в отношении Ливии в 2004 году, эти продажи были сравнительно невелики. Напротив, как цитировало российские военные источники информационное агентство «Интерфакс», до того, как в феврале в стране разразилась гражданская война, общий объем подтвержденных или возможных контрактов на поставки российского оружия Каддафи составлял 3,8 миллиарда долларов.

С новым, возглавляемым повстанцами правительством у власти, роли в Ливии могут поменяться. Лидеры ливийского Переходного национального совета ясно дали понять вскоре после того, как свергли власть Каддафи, что они будут благоволить странам НАТО, которые сыграли решающую роль в гражданской войне на стороне оппозиции полковнику. Их слова относились к будущим нефтяным контрактам, но аналитики говорят, что их можно также легко распространить и на оружие. Россия, по расчетам, потеряла порядка 4 миллиардов долларов на отмене контрактов с Ливией.

«Евросоюз и США заняли твердую позицию в отношении поддержки повстанцев, - говорит Веземан. - Если страна стабилизируется, им потребуется новое вооружение, и кажется первыми в очереди тут будут США и европейские страны».

Коэн из Heritage Foundation говорит, что намерение России продолжать продавать оружие режиму Асада в Сирии может стоить ей еще одного крупного покупателя. Русские подписали контракты на продажу оружия, но они еще могут объявить форс-мажор на поставки в связи с многомесячными беспорядками, говорит он.

«Сирийский режим прошел точку невозврата, и находится на пути к медленному, кровавому и болезненному коллапсу, - заявил Коэн The Media Line. «У них там «кормушка», которая стимулирует людей хватать деньги и поставлять оружие».