Подмосковный авиасалон под названием МАКС, проводящийся каждый второй август, - это почти оргия по меркам сдержанного и скрытного российского оборонного сектора.
Ряды самолетных ангаров в пригороде заполнены военной техникой. Длинноногие модели раздают глянцевые буклеты. В толпе посетителей смешиваются суровые российские военные пилоты и зеваки в сандалиях. Временами мелькают тюрбаны эмиссаров обеспокоенных иностранных диктаторов, торопливо укрепляющих свою противовоздушную оборону на фоне ливийской кампании НАТО.
Ощущение карнавала усиливает рев истребителей, которые снижаются, кружась, точно хищные птицы.
В углу аэродрома Владимир Кузьмин, представитель концерна «Алмаз-Антей» выпускающего современные системы ПВО, демонстрирует экспортную версию зенитной ракетной системы С-300. «Будь у Каддафи пара таких малышек, - говорит он, похлопывая по пусковой трубе, - у него бы не было никаких проблем с НАТО. По сравнению с ними [американская система] Patriot [главный конкурент С-300] выглядит детским пугачом».
Еще один продавец рекламирует товар, приносящий российской оборонной отрасли больше всего денег, - истребители Су-27. Когда над головой раздается оглушительный рев конкурента – американского истребителя F-15, - он затыкает уши и кричит, пытаясь перекрыть шум: «Они [американцы] говорят, что их самолеты лучше, мы – что наши. Но точно могу сказать, что наши тише».
Сейчас российская оборонная промышленность переживает хорошие времена. Если Западная Европа и США в рамках политики экономии сокращают свои оборонные бюджеты, то Россия уже десять лет продолжает увеличивать оборонные расходы с каждым годом. Аналогично растут бюджеты и у основных покупателей ее оборонной продукции – Китая и Индии. К тому же Россия успешно сумела проникнуть на более конкурентные оборонные рынки Ближнего Востока.
Помогает отрасли и разумная маркетинговая политика, включающая в себя как кремлевские дипломатические усилия, так и низкие цены. Россия продолжает сохранять свое положение второго экспортера вооружений в мире. За десятилетие ее продажи оружия возросли втрое. В 2000 году они составили 3,7 миллиарда долларов, а в 2010 году – уже 10 миллиардов долларов.
Ранее основным российским покупателем российских вооружений был Китай, но сейчас его обогнала Индия.
В девяностых годах российская оборонная промышленность целиком ориентировалась на экспорт, однако благодаря росту оборонного бюджета в 2007 году внутренние заказы впервые с 1991 года превысили экспорт.
Российская армия, устроившая себе 15-летние «закупочные каникулы» на время последовавшего за распадом СССР финансового хаоса 1990-х годов, вновь стала основным клиентом российской «оборонки».
В общей сложности до 2020 года Кремль планирует потратить на перевооружение российской армии, снаряжение и техника которой явно устарели, 19 триллионов рублей. Вооруженные силы получат восемь подводных лодок проекта «Борей», вооруженных ядерными ракетами, 10 бригад ракетных комплексов «Искандер», 600 самолетов, 1200 вертолетов, 100 кораблей и 28 бригад самых современных ракет «земля-воздух» С-400.
Быстрый рост бюджета означает быстрые прибыли. Однако в результате правительство и оборонный сектор вступили в конфронтацию. В прошлые годы эффект увеличения оборонных расходов часто нивелировался из-за того, что оборонная промышленность поднимала цены.
Сейчас Министерство обороны во главе с министром Анатолием Сердюковым пытается реформировать закупочный процесс, который ранее был крайне уязвим для злоупотреблений со стороны подрядчиков. Те, в свою очередь, выступают против жесткого сокращения расходов, которое уже неоднократно тормозило разработку и производство систем вооружения.
В июле главный конструктор российских баллистических ракет Юрий Соломонов выступил в открытую, дав интервью газете «Коммерсант» и заявив в нем, что упорные попытки министерства сокращать расходы привели к срыву плана по баллистическим ракетам за 2011 год.
«[Разве] у нас Минобороны превратили в налоговую инспекцию? - язвительно заметил г-н Соломонов. - В Советском Союзе что было? Государство помогало работать. Сейчас с точки зрения общего подхода государство мешает».
Однако аналитики одобряют деятельность г-на Сердюкова. «Министерство обороны должно следить за тем, как тратятся деньги налогоплательщиков. Мы же не Северная Корея, - говорит директор Центр анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – Поэтому то, что так не одобряет г-н Соломонов, я считаю положительной тенденцией».
В этом году армейское руководство в ответ на, как оно считает, неоправданное повышение цен, отложило заключение контрактов. Оборонная промышленность отреагировала на это попытками пролоббировать законодательство, запрещающее импорт иностранного вооружения.
Министерство обороны использует импорт, чтобы сбивать внутренние цены. Например, в этом году, Кремль купил французский десантный вертолетоносец «Мистраль». Это стало крупнейшей покупкой Россией иностранной военной техники со времен распада Советского Союза.
«Сердюков хотел дать пинка местной промышленности, чтобы показать, что ей не следует считать себя естественной монополией», - утверждает г-н Пухов.
Своего пика конфликт достиг, когда правительство пригрозило выдвинуть обвинения против судостроительного завода «Северная верфь» за невыполнение контракта на поставку легких боевых кораблей нового поколения.
Трения между министерством и оборонными компаниями дошли до того, что, когда «Алмаз-Антей» захотел выставить на МАКСе зенитную ракетную систему С-400, г-н Сердюков отказался ее предоставить, заявив, что концерн мог бы выпустить собственную ЗРС специально для демонстрации. В результате «Алмаз-Антею» пришлось повезти на авиасалон С-300.
Судя по всем, в этом конфликте победит г-н Сердюков. Министра поддерживает его кремлевское начальство – президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, а в России это – самое главное.