Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
В декабре 1981 года в ответ на острую критику со стороны американской администрации, премьер-министр Менахем Бегин вызывал для беседы посла США и сообщил ему, что Израиль не является "банановой республикой". Такова была реакция Бегина на требование Вашингтона отменить закон об израильском суверенитете на Голанских высотах. Бегин сказал американскому послу: "На земле нет такой силы, которая заставила бы нас отменить закон".
К большому изумлению многих, короткое время спустя после встречи Бегина с послом, на которой израильский премьер твердо выступил в защиту национальных интересов своей страны, отношения между США и Израилем значительно улучшились. Президент Рональд Рейган и его госсекретарь Александр Хейг научились с уважением относиться к жесткой позиции Бегина, ценить присущую израильскому премьеру прямоту. Ицхак Шамир, который также не был готов идти на какие-либо уступки, ставящие под угрозу интересы Израиля, тоже пользовался уважением государственного секретаря США Джорджа Шульца.
Тогда Израиль продемонстрировал свою независимость. Еврейское государство не было банановой республикой, хотя с экономической точки зрения оно было гораздо более зависимым, чем сегодня. Теперь же, всякий раз, когда Биньямин Нетаниягу посещает Вашингтон или получает сигнал от американской администрации, он отказывается от принципов, которые поклялся защищать. Обещания, которые он дал своим избирателям, приведшим его к власти, исчезли, словно их и не было.
Когда под американским давлением Нетаньяху согласился ввести 10-месячный мораторий на строительство в еврейских поселениях Иудеи и Самарии, он заявил, что речь идет об одноразовом предприятии, и по истечении срока моратория возведение домов в еврейских населенных пунктах будет возобновлено. Понадобился всего лишь один визит в США, давление со стороны администрации Обамы и несколько экономических стимулов, чтобы изменить позицию израильского премьера. В качестве подарка Израиль получит самолеты F-16, которые появятся на вооружении ВВС через 6 лет.
Возникает впечатление, что все ныне выставлено на продажу. Идеологические принципы, предвыборные обещания не имеют никакой ценности. Мы действительно превратились в банановую республику. Если Нетаньяху полагает, что подобное поведение и демонстрируемая им беспринципность принесут ему уважительное и дружеское отношение со стороны американцев, он горько ошибается. Ему следует учиться у Бегина и Шамира.
Все израильские уступки предназначены для того, чтобы вернуть Абу-Мазена за стол переговоров. Абу-Мазен не верит в ведение переговоров без предварительных условий. И у него есть такие условия. Хотя не ясно, сядет ли председатель палестинской администрации за стол переговоров, если и эти условия будут выполнены. Он предпочитает, чтобы грязную работу за него делали США, выдавливая из Израиля дополнительные уступки. Вместо того, чтобы напрямую вступить в спор с Нетаньяху.