Британский дипломат, раздраженной эгоизмом президента Теодора Рузвельта, отмечал, что тот был настолько полон решимости всегда быть центром внимания, что "когда он присутствовал на свадьбе, то хотел быть новобрачным, а когда присутствовал на похоронах, то хотел быть на месте скончавшегося". Все чаще Соединенные Штаты в осуществлении своей внешней политики действуют аналогичным путем.
Для многие людей, определяющих политику, и экспертов все, что происходит в мире, связано - или, по крайней мере, должно быть связано - с США. Последнее восстание в Египте, кажется, и озадачило их, и взволновало и привело в замешательство - потому что центральным моментом выступлений была не Америка и не американо-египетские отношения. Вместо этого толпы на площади Тахрир и в остальных местах проведения демонстраций подчеркивали вполне земные, бытовые внутренние проблемы - коррупцию режима Мубарака, репрессии, недостаток рабочих мест, растущие цены на продовольствие и другие предметы первой необходимости. Восстание представляло собой контраст с революцией 1979 года в Иране, с лозунгами "Смерть Америке" и плакатами, изображавшими США в образе "Большого Сатаны" редко кого можно было заметить на улицах Каира.
Относительный недостаток внимания к Соединенным Штатам у египетской революции был на самом деле хорошим знаком - можно надеяться, что это будет продолжаться. К сожалению, современные версии Теодора Рузвельта, кажется, преисполнены решимости ввести США в ход событий в пост-революционном Египте в это очень чувствительное время. Мнимые строители государства в обоих правительственных агентствах и неправительственные организации по "продвижению демократии" бьют копытом, сгорая от нетерпения научить египтян, как им построить эффективную демократическую политическую систему и управлять ею. Как я предполагал ранее, подобный покровительствующий империализм окажется контрпродуктивным. Основная причина того, почему подобный курс опрометчив и неблагоразумен, в том, что Америка пользуется печальной, очень плохой репутацией на Ближнем Востоке.
Данный фактор рекомендует проявлять сдержанность в отношении событий в Египте, но еще более важно для администрации Обамы сопротивляться призывам к активной роли США и игре на стороне демонстрантов, которые сейчас бросают вызов клерикальному режиму в Иране. Наша неудачная история отношений с этой страной опускает уровень доверия к Америке на особенно низкую планку.
Участие Вашингтона в перевороте, который сверг иранское избранное правительство в 1953 году и помог вернуть коррумпированного и автократичного шаха обратно на трон, заставляет даже продемократично настроенных иранцев беспокоиться по поводу намерений Соединенных Штатов. Американцы же всего политического спектра остаются поразительно глухи к степени продолжительного воздействия этого эпизода. Президент Джимми Картер однажды вообще назвал этот инцидент "древней историей" и "пройденным этапом". Недавно же Фред Барнс из Weekly Standard повторил Картера, отметив, что переворот произошел почти шестьдесят лет назад, и что молодых иранцев эти дела не волнуют. Если принимать такую точку зрения, то и американцев не должен волновать Перл-Харбор, а китайцев - резня в Нанкине, потому что со времени этих событий прошло еще больше времени. Но население обеих стран явно помнит о них и их волнуют эти болезненные инциденты. Нам не стоит ожидать, что иранцы будут вести себя иначе.
Но не только переворот способствовал ухудшению репутации Америки. Возможно еще более важной в этом плане была безусловная, далекая от изысканности поддержка, которую Вашингтон выразил Саддаму Хусейну в его войне против Ирана в 1980-х годах - конфликте, который унес жизни нескольких сотен тысяч иранцев.
Эта безобразная история говорит о том, что весьма вероятно, что публичные заявления администрации Обамы в поддержку антиправительственных демонстраций в Иране будут иметь неприятные последствия и приведут к обратным результатам. Верные сторонники демократии в Иране будут приветствовать такую поддержку, но есть также миллионы иранцев, которым не нравится клерикальный режим, но одновременно они не доверяют и Вашингтону. Для этого большого, настороженного и подозрительного "молчаливого большинства" американское использование демократических сил будет настолько же полезным, насколько была полезна поддержка республиканского кандидата на пост в штате Юта со стороны Нэнси Пелоси.
Лучшим вариантом действия для администрации Обамы было бы занять очень спокойную и максимально нейтральную позицию по поводу событий в Иране. Принимающие политические решения лица не должны поддаваться искушению сделать США центральным моментом этой внутренней борьбы. Президент Обама должен избегать стиля действий Теодора Рузвельта.