Истоки иранской ядерной программы можно проследить вплоть до активного сотрудничества с Китаем и Россией в 1990-х годах, считает бывший чиновник разведслужб США, специалист по программе Тегерана.
«Российское и китайское сотрудничество с Ираном в 1990-е годы привело к основанию сегодняшней иранской ядерной программы», - заявила Сьюзен Восс (Susan Voss), бывший аналитик по ядерным технологиям из Национальной Лаборатории в Лос Аламос, работавшая в тесном сотрудничестве с разведслужбами США.
Многие аналитики в последние годы пишут о том, каким образом Иран получил в свое распоряжение технологию центрифуг, используемую на атомной электростанции в Натанзе, о чем он объявил Международному Агентству Атомной Энергии в 2002 году. Эта технология, известная под названием центрифуги P1, была предоставлена Ирану через незаконную контрабандную сеть, организованную пакистанским ученым А.К.Ханом.
Однако большую часть моментов иранской программы, включая схему производства гексафторида урана и тяжеловодный реактор в Араке по получению плутония, можно проследить вплоть до сотрудничества в 1990-е годы с Китаем и Россией.
Г-жа Восс рассказала, что сотрудничество с Китаем началось в 1987 году и продолжалось на протяжении около десяти лет. В результате этого сотрудничества Иран получил производственные мощности по добыче урана, помощь специалистов, а также проект завода по изготовлению гексафторида урана.
Что же касается России, в те же девяностые многие иранские инженеры проходили стажировку в российских ядерных лабораториях, продолжает она свой рассказ.
Один из аспектов российского сотрудничества с Ираном впервые был обнародован в 2009 году Институтом науки и международной безопасности (ISIS). Тогда частная группа составила технический документ, описывающий, каким образом один из элементов иранского завода в Араке явно представляет собой копию системы топливных стержней советской эпохи, которая использовалась в конструкции тяжеловодного реактора для получения плутония.
«ISIS выпустило документ, где они собрали воедино все детали, демонстрирующие, что производство в Араке должно было быть построено при поддержке России», - заявила г-жа Восс.
При этом она подчеркнула, что официально российское правительство в тот период отрицало, что предоставляет Ирану такую поддержку, что привело ее к выводу, что такого рода сотрудничество осуществлялось тайно.
Дэвид Олбрайт (David Albright), бывший инспектор вооружений и президент ISIS, заявил, что российское сотрудничество, вероятно, выходит за рамки помощи в сооружении тяжеловодного сотрудничества в Араке.
«Мы знаем, по меньшей мере, одного бывшего специалиста по ядерным вооружениям в России, который помог Ирану в создании механизма срабатывания детонирующего взрывчатого вещества в ядерном оружии», - рассказал он.
Г-жа Восс заявила, что иранцы обращались к России и Китаю за помощью в своей ядерной программе после того, как Соединенные Штаты Америки и Франция после исламской революции 1979 года сократили свое ядерное сотрудничество с Ираном.
Тем не менее, говорит г-жа Восс, до 1979 года ядерное сотрудничество США с Ираном было довольно значительным.
«Мы хотели бы заявить о своей полной невиновности, однако мы не так уж невинны, - сказала она. – Многие иранские инженеры-ядерщики в эпоху до свержения шаха прошли обучение в Соединенных Штатах Америки. А после этого их подготовка осуществлялась в Китае и России».
К концу срока работы администрации Клинтона открытое ядерное сотрудничество России и Китая с Ираном в основном прекратилось. Однако в какой-то мере оно продолжается по сей день, и Россия оказывает помощь Ирану в обеспечении работы Бушерского легководного атомного реактора.
«И не то, чтобы мы сами не позволили России и Китаю поддерживать мирную атомную программы Ирана», - говорит Генри Соколски (Henry Sokolski), исполнительный директор Центра образовательной политики нераспространения ядерного оружия.
«Мы полагали, что недопустима передача того, что действительно важно, а китайские трансферы не создадут большого риска. Мы ошибались и мы закрывали на это глаза. В этом контексте поставки через сеть А.К.Хана – лишь верхушка айсберга ядерного распространения».