Недавняя публикация нового доклада МАГАТЭ по Ирану под названием «Осуществление Соглашения о гарантиях в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия и соответствующих положений резолюций Совета Безопасности в Исламской Республике Иран» подтолкнула Израиль сразу на несколько шагов ближе к нанесению ударов по иранским ядерным объектам. В одном из сообщений лондонской Daily Mail на прошлой неделе прозвучало утверждение о том, будто бы британский кабинет полагает, что Израиль нанесет удар в это Рождество или несколькими неделями позже.
Скорее всего, в докладе МАГАТЭ было мало того, о чем бы уже не знали в Иерусалиме (на самом деле, часть доказательств, указывающих на двуличие Ирана и его намерение создать ядерное оружие, могла поступить от самой израильской разведки). Но в совокупности представленные агентством ООН данные (по иранской программе ядерного обогащения, по работам в области создания детонаторов, по боезарядам, по оборудованию и получению соответствующих знаний) указывают на колоссальные успехи Тегерана за прошедшее десятилетие, и говорят о том, что при наличии у Ирана желания он в течение года-двух вполне может стать обладателем ядерного оружия, если ему не помешать.
Военное ведомство Израиля долгие годы размышляет о целесообразности и возможности нанесения ударов по иранским ядерным объектам, которые рассредоточены по всей стране, а во многих случаях находятся глубоко под землей. Важный аргумент, который в последнее время выдвигают те, кто против немедленного нанесения удара – а среди них руководители Армии обороны Израиля, Моссада, Шин Бета (служба внутренней безопасности) и военной разведки – состоял в том, что есть еще время для международной дипломатии и санкций, чтобы остановить иранскую ядерную программу. Доклад МАГАТЭ свидетельствует о том, что время это истекло.
Конечно же, президент Обама и его главные европейские союзники будут теперь настаивать на применении новых, более суровых санкций. Но Совет Безопасности ООН вряд ли их утвердит, поскольку китайцы и русские поддерживают Тегеран. Возможно, Запад пойдет на принятие собственных карательных мер, но они вряд ли будут намного эффективнее предыдущих трех или четырех пакетов санкций. Все, что еще может как-то заставить тегеранских аятолл изменить свою линию поведения, это полный бойкот иранского центробанка и запрет на закупки иранской нефти, являющейся единственным предметом экспорта из страны (кроме фисташек). Но отказ китайцев и русских (а возможно, и индийцев) от сотрудничества обрекает эти меры на провал еще до того, как они будут предложены.
Поэтому у мира, а в том числе, и у Израиля, остается всего два возможных варианта. Вариант первый: позволить иранцам создать бомбу, а потом жить с надеждой на то, что сила взаимного сдерживания не даст иранскому пальцу нажать на красную кнопку. Вариант второй: нанести военный удар по иранским ядерным объектам, пока этого не произошло.
Рассчитывать на Европу, конечно же, абсолютно не стоит. Но и Соединенные Штаты после Ирака и Афганистана, похоже, подрастеряли свою решимость и готовность к новым военным авантюрам. Поэтому все бремя ответственности ложится на Израиль, у которого маленькие (относительно), но весьма эффективные ВВС, ВМС и диверсионно-разведывательные подразделения.
Еще по теме: Решится ли Обама на войну с Ираном?
Десять лет назад тогдашний премьер-министр Ариэль Шарон поручил новому руководителю Моссада Меиру Дагану (Meir Dagan) остановить ядерный проект Ирана, и Даган, согласно имеющейся информации, поклялся сделать это. В течение его восьмилетнего пребывания на этой должности иранские центрифуги периодически выходили из-под контроля (дефекты оборудования); иранские ученые-ядерщики погибали от бомб и пуль на улицах Тегерана (или просто исчезали с лица Земли); мощный компьютерный вирус на непродолжительное время останавливал работу некоторых предприятий иранской ядерной программы (израильские или американские хакеры). Эти диверсионные акции наверняка дали Израилю и всему миру несколько дополнительных лет спокойной жизни без угроз со стороны иранского ядерного оружия.
Но они также внушили израильтянам ложное чувство безопасности, о чем пишет обозреватель Haaretz Ари Шавит (Ari Shavit). Возникло ощущение, что об иранской проблеме «позаботились».
Но это было не так, и доклад МАГАТЭ показал, насколько далеки такие представления от реальности. Этим объясняется царящее сегодня в Иерусалиме и Тель-Авиве ощущение грядущего кризиса и необходимости срочно что-то делать. Ведущие сторонники нанесения удара по Ирану премьер-министр Биньямин Нетаньяху и министр обороны Эхуд Барак утверждают, что их оппоненты сеют страх и деморализуют общество, дабы остановить правительство. Эти оппоненты заявляют, что ответ Ирана на израильский удар будет чрезмерно сокрушительным и дорогостоящим для Израиля (ракеты, падающие на израильские города; террористы, взрывающие израильские посольства). Лучше всего, говорят они, позволить Ирану заполучить свою бомбу, а потом полагаться на взаимное сдерживание.
Еще по теме: Израильские СМИ работают на Тегеран
Барак рассказал о возможных последствиях иранских ракетных ударов (а также ударов силами ХАМАС и «Хезболлы») по Израилю после израильского нападения на ядерные объекты Тегерана. Он заявил израильскому радио: «Когда журналист говорит, что могут погибнуть 100 000 [израильтян], когда ведущая газета утверждает, что Израиль может быть уничтожен, или когда важный депутат кнессета объявляет, что может не хватить мест на кладбищах, я отвечаю им … попытки посеять панику достигли пиковой отметки … Война это не пикник, но мы ни в коем случае не потеряем 50 000 убитыми. Мы не потеряем даже 5000, даже 500 человек убитыми».
Он добавил, что не будет принимать решение по этому вопросу келейно вместе с Нетаньяху. Для начала атаки понадобится решение кабинета, а решение это пока не принято, заявил министр. Но «мы готовимся к этому», добавил Барак.
Большинство израильских обозревателей считают, что хотя Израиль хотел бы получить согласие Вашингтон, он пойдет на нанесение удара и без него, если придет к выводу о наличии угрозы существованию страны. Здесь есть ощущение, что если Израиль начнет нападение, Обама одобрит его действия, а также окажет определенную поддержку разными способами, причем независимо от того, консультировались с ним израильтяне предварительно или нет. Дело в том, что он считает режим аятолл угрозой миру во всем мире и интересам США на Ближнем Востоке, поскольку все американские администрации, включая его собственную, одна за другой заявляли, что Вашингтон не позволит Ирану стать обладателем бомбы. Кроме того, в год проведения президентских выборов Обама не может себе позволить лишиться голосов еврейского электората.