Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Это выглядит, как очередное проявление безумия и невежества. Ниже пасть, кажется, просто невозможно.
Религиозный институт «Меир» распространяет в синагогах брошюру, в которой упоминается скорбная дата – одиннадцать месяцев со дня зверского убийства семейства Фогель из поселения Итамар. На фотографии лицо матери семейства, Рут Фогель, заретушировано – из соображений «скромности». Да, именно так: женщине, убитой террористами вместе с мужем и маленькими детьми, запрещено фигурировать на семейном фотоснимке с открытым лицом - из опасений, что ее облик может быть воспринят в качестве сексуального объекта, может служить источником дурных помыслов. Брошюра эта называется, между прочим, «С верой и любовью».
Известие об этой публикации становится причиной скандала, и институт спешит принести свои извинения. Разумеется, речь идет о формальных извинениях, лишенных какой-либо искренности и смысла. Авторы публикации не допустили никакой ошибки. Институт, деятельность которого сосредоточена на проповедях и приобщении секулярных граждан к религии в соответствии с учением раввина Кука, не может публиковать в своих брошюрах фотографии женщин.
Читайте еще: Израиль стоит на пороге хаоса
В определенных случаях в печатном издании запрещается также и упоминание женских имен. Общественное возмущение, связанное с этой историей, естественным образом вписывается в целый ряд событий последнего времени, потрясших израильских граждан. Речь идет о явлении, которое получило академическое название «адарат нашим» (сегрегация женщин»).
Только все эти общественные потрясения, какими бы оправданными и естественными они ни были, несут в себе изрядную долю лицемерия. Степень общественного возмущения столь высока, выражение это возмущения столь истерично, что возникает подозрение, что причиной этому является когнитивный диссонанс, вызвающий у израильских граждан острое ощущение психологического дискомфорта.
Речь в данном случае идет о когнитивном диссонасе не отдельного индивида, а целой нации, которая не в состоянии совместить противоречивые ценности и установки. Известно, что одной из распространенных реакций на подобного рода диссонанс является вспышка гнева. Священного гнева – в нашем случае. Но и лицемерного, в немалой степени.
Иудаизм, как и все монотеистические религии, был изобретен и сформирован мужчинами. Смешно даже рассуждать об иудаизме в таких категориях, как «сегрегация женщин». Эта религиозная концепция была выстроена тысячи лет назад в условиях древнего общества, и поэтому она увековечивает и обслуживает патернализм, абсолютное мужское превосходство.
Верующий иудей каждое утро возносит к небесам молитву, обращаясь к Всевышнему с благодарностью, за то, что тот не сотворил его женщиной. Когда же он все-таки вступает в брачный союз с одной из них, он оценивает ее стоимость наличными деньгами, подписывая брачный контракт (ктубу), и становится ее владельцем, повелителем, хозяином и господином («баалом»). Идея отделить женщин от мужчин в общественном транспорте, определив для первых места в задней части салона, выглядит в глазах многих израильтян скандальной и неприемлемой. Однако в синагоге подобное разделение является обычной практикой и носит название «эзрат нашим» (женская половина).
Еще по теме: В отношениях Израиля и Турции начался новый виток эскалации
Можно изыскивать галахические тонкости и объяснения до скончания века – еврейская религия многогранна. Но в любом случае подобного рода обсуждение будет ограничено строгими рамками. Подлинная проблема заключается не в самой религии, а в том статусе, который она получила в государстве.
Нет в западном мире ни одного государства, в котором верховенство религии обеспечивалось бы в столь грубой форме – с законодательной и конституционной точек зрения, - как это происходит в Израиле. От рождения до смерти, через браки и разводы, через содержимое тарелки, через дни отпуска и сроки введения зимнего времени - израильский гражданин подчинен религиозным установкам, которые регулирует религиозная бюрократия.
На первый взгляд, подобная реальность кажется чем-то само собой разумеющимся. Все об этом знают - говорить на эту тему излишне. Однако речь идет об абсолютно аномальном состоянии. У многих израильтян нет ни душевных сил, ни соответствующих мировоззренческих установок, чтобы сверять свои внутренние часы по религиозному времени. Они пребывают в отчаянии, их преследуют фрустрации, их чувства притуплены.
Еще по теме: Израильской демократии угрожает опасность
Они не замечают реального положения дел. Все, что им остается, это периодически возмущаться проявлениями «религиозного радикализма». Словно их повседневная жизнь не является радикальной с точки зрения их взаимоотношений с религией.
Государство, с его неспособностью проявить властные полномочия , с его постоянной коалиционной зависимостью от религиозных кругов, увековечивает это безумие. Иногда руководители государства бросают кость встревоженной толпе, давая пустые обещания с целью успокоить страсти. Но речь идет о заведомом обмане. Институт «Меир», открыто ведущий миссионерскую деятельность, получает финансирование от государства.
Деньги поступают на счет института не только из министерства религий, но и из министерства просвещения. Заретушированное лицо принадлежит не покойной Рут Фогель. Это лицо государства Израиль.