В Дамаске расположены три Патриархата: Греческой Православной Церкви, Греко-Католической Церкви и Сирийской Католической Церкви. Их главы носят исторический титул Патриархов Антиохийских и Всего Востока.
Вокруг Патриархатов, между воротами древних стен – Баб Тума, Баб Чанки, Баб Киссан - расположились христиане. По обеим сторонам улицы Длинной, по которой, как гласит предание, пришел Святой Апостол Павел, расположены церкви, часовни, монастыри. Сама улица простирается до крытого базара Махат Баха, где полно лавочек, торгующих тканями, изделиями восточных народных промыслов, антиквариатом, коврами, серебром и дутым стеклом. Улица Баб Тума пересекает жилой квартал с маленькими домами, за скромными фасадами которых порой скрываются уютные внутренние дворики, играющие многоцветьем красок. Вокруг выложенных мозаикой фонтанов расположены комнаты со сводчатыми черно-белыми входами, окнами и маленькими галереями с балюстрадами. Город дышит каким-то своим особым очарованием, он как бы весь пропитан древним духом веры. На углах домов можно увидеть ниши со статуей Богородицы, у подножья которых стоят горшки с цветами, извещения о смерти с фотографии усопших. В квартале есть несколько ресторанов арабской и западной кухни, баров, где подают пиво, виски и другие крепкие напитки, молодых жителей Дамаска. За воротами Баб Тума находится современный жилой район, где бурлит жизнь и много новых магазинов, сверкающих огнями.
На городской окраине находится бедный район Табаде, также населенный христианами.
В нескольких километрах находятся Садная и Малула. Это места паломничества. К северу, вокруг Халеба находятся мертвые города, бывшие когда-то цветущими христианскими поселениями с великолепными памятниками архитектуры, как, например, Церковь Святого Симеона Столпника. Они прекратили свое существование несколько веков тому назад.
В Латакии, Тартусе и даже в Хаме и Хомсе есть христианские поселения. Эти сирийские земли вместе с Антиохией, называемой ныне Анталией (является частью Турции), были одними из самых известных центров христианства на Востоке.
Читайте также: Незаметные турецкие христиане
Около одной десятой части населения Сирии исповедует христианство. На днях священник и протестантский пастор заявили перед телекамерами в Дамаске, что 12 из 22 религиозных общин Сирии относят себя к христианам. Приверженцы Греческой Православной Церкви, уходящей своими корнями в Византийскую империю, составляют половину всех исповедующих Христа, хотя точное число их установить невозможно, поскольку перепись населения в Сирии не основывается, в отличие от Ливана, на признаке религиозной принадлежности.
Считается, что последователи Греческой Православной Церкви являются наиболее националистически настроенными арабскими гражданами. Именно к этой прослойке, сыгравшей заметную роль в общественной жизни страны, принадлежали такие выдающиеся интеллектуалы и политики современности, как Мишель Афлак (Michel Aflak), основатель партии БААС. Именно сирийские христиане принесли на Восток социалистические идеи и выступали в поддержку общенационального государства в противовес исламской Умме.
Второй самой крупной общиной является армянская, которая разделена на православных и католиков. Все они являются потомками тех армян, которые бежали из Турции, спасаясь от геноцида. Халеб стал исключительно армянским городом, однако впоследствии, в результате местных политических перипетий, многие из них решили эмигрировать в Ливан или вообще на Запад. Греко-Католическая Церковь, созданная усилиями европейских миссионеров и подчиняющаяся Папе Римскому, является третьей по численности христианской общиной, после которой идут марониты, обладающие большой властью в Ливане. Достаточно сказать, что президент Ливана всегда избирается из числа маронитов. Далее следуют более мелкие общины и древние общины, как, например, сирийская, до сих пор проводящая богослужения на арамейском – языке Христа, а также различные евангелические церкви.
Хотя Греко-Католическая Церковь, которую эти народы называют Латинской, имеет небольшое число приверженцев, однако оказывает на развитие событий значительное влияние через свои религиозные Ордена, в частности, Орден Францисканцев, чей монастырь расположен в районе Баб Тума, свои учебные заведения, а также в силу того обстоятельства, что Ватикан ведет достаточно активную дипломатическую деятельность. Одна из ее задач состоит в защите христианского населения этих стран, все чаще становящегося объектом нападок и преследований.
Уже в 1994 году Жан Пьер Валоньез (Jean Pierre Valognes) писал в своей замечательной книге «Жизнь и смерть христиан Востока» (Vie et mort des chretiens d’Orient): «Падение власти алауитов, в результате которого к власти вернутся представители суннитской общины, выступающих с позиций мусульманской самобытности и имеющих весьма своеобразное представление об отношениях между различными религиозными общинами в соответствии с положениями Корана, еще более усугубит положение христиан».
Читайте также: Что ждет египетских христиан?
Христиане Сирии, начиная с жителей Старого Дамаска и кончая обитателями Вади эль Насары, что недалеко от Латакии, с тревогой и беспокойством переживают эти неспокойные времена народных волнений и кровавых репрессий, все чаще задумываясь о своем будущем. При власти алауитов они сохранили свою свободу вероисповедания, самобытность, хотя и являлись объектом слежки и не допускались к управлению государством. (Не будем забывать о том, что в Оттоманской империи они находились на положении зиммми, или защищенных). Несомненно, партии БААС, охранявшая интересы различные меньшинства, поддерживала определенное религиозное равновесие. В случае введения шариата, к чему стремятся могущественные мусульманские силы в лице радикально настроенных суннитов, поддерживаемые репрессивно-авторитарными монархиями Персидского залива, разбогатевшими на экспорте нефти, и ведущими западными державами, положение христиан может резко ухудшиться.
Приход к власти алауитов в 1963 году уже привел к усилению радикальных тенденций в среде суннитов, вызывая их дальнейшее движение в сторону фундаментализма, что не может не вызывать неприятие немусульманского меньшинства.
Патриархи Дамаска, в котором я был семь раз, опасаются, что конец правления партии БААС положит начало новым гонениям на христиан, издревле населяющим Восток и являющимися солью этих земель.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ:
ALEJANDRA PADRO 19/03/2012 22:20
Я сирийский христианин и прекрасно понимаю, что Вы хотите сказать своей статьей. Дело в том, что многое изменилось с тех пор, как 30, 40 и 50 лет тому назад появились первые аналитические записки о введении шариата.
Действительно, арабский социализм позволил свободно вздохнуть всем религиозным меньшинствам. Но он дал им лишь свободу вероисповедания, за которую они заплатили утратой всех политических свобод. Иордания представляет собой исламскую монархию. Я хорошо знаю эту страну и не вижу, чтобы иорданским христианам жилось хуже, чем сирийским. Степень политической и экономической свободы там значительно выше, благодаря чему не только христиане, но и само учение Христа находятся там в значительно лучшем положении. И это при том, что речь идет о мусульманском государстве.
Читайте также: Почему мусульмане - "террористы", а христиане - "фундаменталисты"
Сирийский народ не может вечно оставаться заложником жестокой диктатуры под предлогом того, что в противном случае к власти может придти второй Бен Ладен. Вы должны знать, что это не так, да и доказательства того, что это может произойти, тоже отсутствуют. Если бы Вы хорошо знали сирийцев, то поняли бы, что раз Сирия представляет собой калейдоскоп религий и верований и именно там возникли такие движения как панарабизм, национализм и арабский социализм, то это произошло потому, что сирийцы отличаются от того, что вы встретите в политически гораздо более примитивных государствах, подобных тем, что расположены в Персидском заливе.
Не надо считать сирийцев дураками, которые позволят навязать себе средневековый исламский режим. Сирия – это вам не Йемен и ни Оман. Наряду с Ливаном, она является воротами на Ближний Восток. И если бы не диктаторы и убийцы вроде Асада, Шарона, Насралла и Хомейни, Сирия давно уже была бы межконфессиональным раем.