В городе Хула произошла кровавая бойня, в результате которой погибли десятки детей. Станет ли она для режима Асада той каплей, которая переполнит чашу терпения? Или же возмущение международного сообщества в очередной раз ограничится одними словами?
До настоящего времени план Кофи Аннана был всего лишь жалким алиби, которое скрывало разброд и шатания в международном сообществе. Лишившись прикрытия неведения, оно больше не может делать вид, что не замечает происходящего в стране, однако оно ни в коем случае не хочет повторения ливийского сценария. Если бы одинаковые причины давали аналогичные следствия, вмешательство в Сирию должно было произойти больше года назад, по примеру авиаударов по войскам Муаммара Каддафи. Ведь, в конце концов, разве режим не уничтожает собственный народ, причем совершенно безнаказанно?
Читайте также: Россия должна действовать немедленно, чтобы остановить массовые убийства Асада
На самом деле ливийский прецедент как раз-таки и является главным препятствием на пути действий международного сообщества в Сирии. Во время операции против Триполи Россия ощутила себя обманутой Западом во главе с США, Францией и Великобританией, для которых прекращение убийств мирных жителей и свержение режима подразумевали друг друга.
В тот момент Путин официально был всего лишь премьер-министром, тогда как Медведев находился на вершине государственной власти. Сейчас Путин вновь занял кремлевский кабинет и хочет заявить о себе. Его недоверие, которое в той или иной степени разделяет Китай, перечеркивает возможность принятия в Совете безопасности хоть сколько-нибудь серьезной резолюции против режима Асада. Законность и легитимность в очередной раз сталкиваются лбами. Легитимное по сути вмешательство не является законным. В то же время решение неукоснительно придерживаться закона (то есть на самом деле бросить сирийцев на произвол судьбы) нельзя признать легитимным с точки зрения защиты мирного населения.
Так что же делать? Почему бы не воспользоваться возмущением, вызванным кадрами убитых детей, и не надавить на Россию и Китай, чтобы те отказались от использования вето в Совете безопасности? Ведь можно спросить: «Чего вы хотите в обмен на позицию, которая больше не будет изолировать вас от международного сообщества? Судьба режима Асада решена: он сам вырыл себе могилу своими преступлениями. Так зачем же его и дальше поддерживать? Чтобы показать, что без вас ничего решается? Арабский мир не слишком благосклонно смотрит на эту циничную и нереалистичную политику».
Также по теме: Причины российской поддержки Асада
В любом случае, первейший из необходимых этапов - это усиление санкций против режима Асада. Открытое вооружение сирийской оппозиции и предоставление убежища диктатору и его семье - это второй возможный вариант. Тем не менее, разногласия в Сирийском национальном совете по-прежнему глубоки: развал режима может привести к дроблению и хаосу в стране. Но существующий статус-кво попросту неприемлем, он дает худший из сигналов диктаторам по всему миру: «Вы можете безнаказанно убивать людей. Мы слишком заняты наших внутренними кризисами».
Между прямым вооруженным вмешательством и бездействием есть целый спектр альтернатив. И их нужно рассмотреть. Причем, немедленно.
Доминик Моизи (Dominique Moïsi) - консультант Французского института международных отношений (IFRI)