Члены группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) 15 числа сообщили в общественных медиа о том, что казнили более 1700 военнопленных из правительственной армии, сопроводив это сообщение фотографиями с места событий. Эти новости глубоко потрясли СМИ всего мира. Вполне вероятно, что это самая массовая резня с начала войны в Ираке в 2003 году.
Когда несколько дней назад боевики взяли Мосул, второй по размеру город страны, это уже заставило мир затрепетать. Эта же бойня заставила людей не только убедиться в бесчеловечности повстанческой группировки, но и заново осознать глубину иракского кризиса. Американские авианосцы уже прибыли в Персидский залив, Вашингтон мешкает в сомнениях: устраивать ли авианалет на позиции ИГИЛ? Однако иракская трагедия, судя по всему, в большей степени продиктована другими силами, образующими свою систему в регионе и проявляющими себя снова и снова. По сути, эту проблему извне не решить.
11 лет назад США, несмотря на протест со стороны Китая, России и даже таких стран, как Франция и Германия, а также не получив соответствующих полномочий от ООН, развязали войну в Ираке, разворошив настоящее осиное гнездо. Американское общественное мнение сейчас все чаще приходит к выводу, что та война «была ошибкой», однако в то время администрации Буша удалось заручиться поддержкой как Конгресса, так и большей части населения страны. Демократический строй не смог ничего противопоставить ограниченности понимания региона в американском обществе, элиты того времени были твердо убеждены в том, что США смогут «перестроить Ближний Восток».
Американская армия потеряла в Ираке несколько тысяч человек, в ходе войны погибло несколько сотен тысяч иракцев. Несмотря на то, что вторжение в Ирак несомненно являлось «ошибкой Америки», Буш младший и Рамсфелд не взяли на себя ответственности за эти события. Но если Америка и весь западный мир смогут крепко-накрепко запомнить уроки Иракской войны и изменят подход, при котором Вашингтон «направляет весь мир», то можно будет сказать, что эта огромная цена была уплачена не напрасно.
Читайте также: Письмо из Ирака - что мы оставили после себя
США следует признать, что в плане перестройки маленьких государств, столь презираемых западными странами, Америка и ее западные союзники оказались вовсе не всесильны. Запад имеет лишь очень ограниченное понимание незападных обществ, в основном руководствуясь поверхностными суждениями и домыслами. В этих же обществах есть мощные внутренние силы, далекие от того, о чем говорят западные страны. В итоге многие из вещей, которыми Запад особенно гордится, не выдерживают никакой критики, оказавшись в странах вроде Ирака.
Западным странам следует преклоняться перед стойкостью таких обращенных в руины стран, как Афганистан и Ирак. Внутренняя структура этих государств была разрушена, но в них раз за разом появляется энергия, подобная той, что высвобождается при делении ядра, вновь и вновь сводя на нет усилия по восстановлению мира.
США в действительности вложили немало сил в процесс глобализации планеты, постепенно распространив влияние западной системы ценностей на все уголки земного шара. Однако многие, вероятно, переоценили политическое значение культурной коммуникации, полагая, что она — первый признак всемирного господства американской политической модели. В действительности она по-прежнему существует лишь в рамках обычного взаимопроникновения культур. Семена западной политики в конечном итоге где-то дают всходы, дают определенный результат, но все это зависит от особенностей конкретных мест, есть и много местных случайных факторов.
Вашингтон заплатил за войну жизнями нескольких тысяч солдат, вложил в нее огромные средства, однако в иракском котле, образно говоря, в итоге остался лишь недоваренный рис, неприятный как на вид, так и на вкус. До иракской кампании американское общественное мнение было твердо убеждено, что Ирак не станет вторым Вьетнамом, однако что мы видим сегодня? Так и произошло.
Выучит ли Америка этот урок? Пока нам это неизвестно. Однако эти события должны предоставить богатую пищу для размышлений для всего остального мира: иракский кризис показывает, насколько просто может допускать тяжелейшие стратегические просчеты такая великая «демократическая держава», как США. Действия всех стран мира сдерживаются извне, однако у Америки ограничителей меньше всех. Поэтому у нее постоянно есть соблазн совершать резкие действия в собственных интересах.
Сегодня Вашингтон с жаром продвигает политику «восстановления баланса в Азии». В итоге в западной части Тихого океана целый клубок противоречий — и кто сможет сказать, что американская политика не имеет к этому никакого отношения? История не может просто повториться, и если Америка хочет поставить Восточную Азию на колени, то она не будет использовать здесь точно такие же методы, что и на Ближнем Востоке. Попадем ли мы в эту ловушку? Что ж, остается лишь уповать на мудрость жителей региона.