Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Напряженность с Россией ударяет по грузоперевозкам

© AP Photo / Burhan OzbiliciТурецкие грузовики выезжают из города Искендерум
Турецкие грузовики выезжают из города Искендерум
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почти десять дней турецкие грузовые автомобили не могут доставить груз в Среднюю Азию через Россию, хотя в год таких рейсов осуществляется порядка восьми тысяч. Дело в транзитных документах, которые должна выдавать Россия: «Как только у нас закончились транзитные документы, мы отправили России запрос на две тысячи документов. Российская сторона отказалась их предоставить».

Стамбул — Почти десять дней турецкие грузовые автомобили не могут доставить груз в Среднюю Азию через Россию, хотя в год таких рейсов осуществляется порядка восьми тысяч. Дело в транзитных документах, которые должна выдавать Россия. По соглашению, заключенному между двумя странами, Россия обязалась по запросу Турции выдавать эти документы в запрашиваемом количестве. «Как только у нас закончились транзитные документы, мы отправили России запрос на две тысячи документов. Российская сторона отказалась их предоставить. Они утверждают, что выдали нам шесть тысяч документов, из них 4,6 тысячи еще не были использованы. Наше минтранспорта через консульство передало им номерные знаки машин, использовавших эти документы. Ответа нет», — сообщает глава исполнительного комитета Международной ассоциации перевозчиков (UND) Фатих Шенер (Fatih Şener).

Это первое препятствие на пути транзита

Шенер обращает внимание на то, что Россия впервые ставит препятствия перед транзитными перевозками: «Мы привыкли к проблемам в двусторонних перевозках с Россией. Десятого числа каждого месяца у нас заканчиваются документы на двустороннюю перевозку в эту страну. Затем 20 дней мы ничего не можем перевозить. Другие страны — могут. Но с проблемами в области транзитных перевозок через Россию мы сталкиваемся впервые. А то, что такая ситуация совпадает с вмешательством России в Сирию, заставляет задуматься: все это специально организовано? Если у сектора есть документы, почему грузовики должны простаивать? Они стряпают оправдание, задерживают выдачу документов, а, может быть, и вовсе не собираются их выдавать. Но торговля не ждет. Забитые до отказа грузовики стоят у порога. Видимо, под влиянием событий на Ближнем Востоке российская бюрократия решила манипулировать этой ситуацией».

Мы прорабатываем альтернативный маршрут

Шенер отмечает, что в данный момент погрузки на судно ждут более 100 автомобилей, желающих транзитом через Россию проехать в Казахстан и страны Средней Азии: «Поскольку транзитные документы закончились, сейчас более 100 грузовиков продолжают беспомощно ждать погрузки на судно. Некоторые из них даже вынуждены поворачивать назад и возвращать экспортерам груз на основании отсутствия транзитных документов. Некоторые экспортеры вообще отказываются отправлять свой товар».

Далее Шенер продолжает: «Страны, через которые проходит транзит, не вправе говорить: ты не можешь проехать через мою территорию. Как в очередной раз подчеркнула Всемирная торговая организация на Бали, на транзит имеют право все транспортные средства, соблюдающие международные и национальные правила. Каждый год турецкие автомобили совершают более восьми тысяч перевозок через Россию в Казахстан и страны Средней Азии. А что будет сейчас? Мы можем найти альтернативы, но Россия должна пересмотреть свое решение. Достичь Казахстана и Средней Азии Турция может также через Каспийское море, используя контрольно-пропускной пункт (КПП) Сарп. Фактически и сейчас этот маршрут выбирают около 2,5 тысячи машин в год. И это стало для нас большим сюрпризом, учитывая то, как в последние годы развиваются отношения Турции с таким важным для нее партнером, как Россия. Принимая во внимание дефицит Турции в торговле с Россией, объемы энергоресурсов, которые мы покупаем у этой страны, а также проекты, реализуемые на инвестиции российских компаний, эту ситуацию нельзя назвать приемлемой».

Шенер хочет верить, что возникшая ситуация не связана с политической повесткой дня: «Мы уже сталкивались с похожими действиями. Например, несмотря на то, что в прошлом году наш президент встретился с лидером России Путиным, и они договорились о предоставлении документов для решения этого транспортного кризиса, российские чиновники, несмотря на гораздо более высокую потребность, предоставили только тысячу документов и замолчали. Порой мы видим, что бюрократия в России имеет определенное влияние и на политику. И здесь речь может идти именно о таком явлении. Мы просим, чтобы российская сторона в рамках международных норм и соглашения, подписанного с Турцией, как можно скорее выдала нам транзитные документы».

Через Россию совершается восемь тысяч перевозок в год

Через Россию в страны Средней Азии (главным образом, в Казахстан, Монголию, Киргизию) ежегодно осуществляется восемь тысяч перевозок. Товары, которые Турция поставляет в эти страны через Россию, включают химические вещества и продукты, электронное и машинное оборудование, их комплектующие, готовую одежду, древесную и лесную продукцию, транспортные средства, сталь, металлы, текстиль, драгоценные металлы, ювелирные изделия, свежие овощи и фрукты.

Найти другие маршруты непросто


Однако турецкие перевозчики сталкиваются с проблемами не только в России. Транзит через такие «ворота» Ближнего Востока, как Сирия, невозможен из-за гражданской войны в этой стране. Перевозки через Египет тоже прекратились: из-за ухудшения отношений между двумя странами соглашения не были продлены. В Ирак, который является одним из важнейших экспортных рынков Турции, перевозки не идут из соображений безопасности. Серьезные проблемы и на европейском рынке. Дело не только в транзитных документах и сложностях с квотами: из-за проблем в Болгарии и Греции недостаточно эффективно используются такие популярные у международных автоперевозчиков КПП, как Капыкуле, Хамзабейли, Ипсала. На европейском направлении из-за чрезвычайно низкой эффективности КПП срок ожидания в среднем занимает два-три дня, а проблемы с транзитными документами не решаются годами.