Обеспечение самих себя силами противовоздушной обороны было бы не самым разумным использованием ресурсов, сказал генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен журналистам стран Балтии.
- Сколь долго могут рассчитывать государства Балтии на охрану воздушного пространства силами НАТО, не объявят ли их в какой-то момент постоянными?
- Во всяком случае, это долгосрочное решение. До тех пор, пока у стран Балтии нет своих сил для охраны своего воздушного пространства, союзники по НАТО готовы охранять его. Исходя из этой перспективы, это может быть очень долгосрочный проект. Если бы я был журналистом, то спросил бы, советую ли я странам Балтии самим создавать авиационные силы противовоздушной обороны. Это главный вопрос. И я не считаю, что это было бы самым выгодным использованием ресурсов. Наоборот, солидарность альянса означает, что есть распределение труда и специализация.
Каждому отдельно взятому государству не обязательно иметь все виды вооруженных сил. Это было бы очень дорого. Если бы каждое государство Балтии развивало в поддержку противовоздушной обороны большой парк военных самолетов и наземных средств, это было бы чрезвычайно дорого. По моему мнению, эффективнее делать это коллективно, на уровне альянса. Так, чтобы мы могли делить нагрузку, а вы могли бы вкладывать в те области деятельности НАТО, где у вас есть силы и на которых вы могли бы специализироваться, например, в контингент по выполнению иностранных миссий, которые мы высоко ценим. Подобное разделение труда гораздо эффективнее, чем создание во всех государствах всех видов вооруженных сил.
- В последнее время много говорится о продаже Францией России военных кораблей класса «Мистраль». Как на ваш взгляд, это согласуется с принципом солидарности членов НАТО?
- Прежде всего, должен подчеркнуть, что НАТО само по себе не связано с этим соглашением, это тема двусторонних торговых отношений Франции и России. Во-вторых, я, разумеется, предпочитаю, чтобы продажа военного оборудования отвечала всем международным правилам и правовым актам, касающимся продажи военного оборудования. Я хорошо понимаю те озабоченности, которые поднимали некоторые союзники, в том числе страны Балтии. Я знаю, что эти вопросы поднимало и правительство Франции. И я верю, что Франция учтет эти озабоченности. Считаю также само собой разумеющимся, что Россия не использует это оборудование против ни одного из союзников НАТО, ни против своих соседей.
- Мы должны рассматривать эту продажу оружия рассматривать как обычную торговую сделку?
- Позвольте напомнить, что на деле Россия является одним из партнеров НАТО и к России следует относиться как к партнеру. Учитывая исторические события и тем более произошедшее в Грузии, я очень хорошо понимаю озабоченности, высказанные некоторыми странами-членами НАТО. И я на самом деле ожидаю, что французы учтут их.
- Вы не видите определенного риска в проведении Россией и Белоруссией совместных учений, например, «Ладога» и «Запад»?
- Я очень хорошо понимаю, что многие члены НАТО, в том числе государства Балтии, испытывали тревогу в связи с широкомасштабными учениями России (на учениях «Запад» осенью 2009 года Россия и Белоруссия отрабатывали нападение на Польшу – П.С.). Мы тоже считаем, что на этих учениях не хватало прозрачности. Я также считаю, что они противоречат позитивному духу, с помощью которого мы пытались улучшить отношения между Россией и НАТО. Надеюсь, мы не увидим повторения подобных учений. Мы проводим учения на территории всех стран НАТО, в том числе и в Балтии, но они полностью прозрачны и соответствуют всем договоренностям между НАТО и Россией.
- Почему НАТО так трудно сказать, что у нее есть планы защиты стран Балтии? Разве государства Балтии не достойны этого за свой вклад?
- Я верю, мы понимаем, почему мы не можем вдаваться в детали нашего оборонного планирования. Мы этого не делали никогда. То, что мы не вдаемся в обществе в детали, какие точно планы у нас есть, является частью обороны. Но я могу сказать, что у НАТО есть все необходимые планы для защиты всех своих членов.
- То есть критика, что нет планов обороны государств Балтии или что они недостаточно конкретны и не действуют, необоснованны?
- Я верю, что политические и военные руководители государств Балтии очень хорошо знают, что у нас есть все необходимые планы.
- В достаточной ли степени сотрудничают между собой государства Балтии и страны Северной Европы на региональном уровне?
- Дания, например, уже очень активно сотрудничает с силами обороны стран Балтии. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, я бы не вдохновлял государства Балтии на большее. Отправка больших контингентов в Афганистан и без того крупное достижение. Все страны Балтии продолжают принимать участие, несмотря на бюджетные ограничения.
Перевод Хейно Сарап