Зададим латвийскому молодому человеку простой вопрос: в какой год и в какое число в Латвию вошла армия СССР? 99% молодых людей ответят - 17 июня 1940 года. Только это не правда! Войска СССР вошли в Латвию 29 октября 1939 года.
С конца октября 1939 года в независимой Латвии размещалось 25 000 воинов Красной армии, около 5000 человек технического персонала, до сих пор неизвестно (но измеряется тысячами) количество офицеров флота. В Вентспилсе и в Лиепае были размещены крейсера и другие военные корабли Балтийского флота СССР.
Если оккупацией мы называем вхождение чужих войск на территорию другого государства, то Латвия была оккупирована в октябре 1939 года. По-моему, не дано должного ответа на вопрос, который по-прежнему смущает любого патриота Латвии: почему, зная о том, что полчища войск СССР вошли в Латвию в октябре 1939 года, точкой отсчета оккупации выбраны совсем другой год и другое число?
Ответ простой. Нам намного удобнее не упоминать некоторые страницы истории Латвии, поскольку они нелестны. Фактически это был вызов – шаг за шагом изучить то, что произошло в Латвии в 1939 году и в первой половине 1940 года, и понять, почему летом 1940 года Латвия была включена в состав СССР без какого-либо серьезного сопротивления. Почему в июне 1940 года не произошло народного восстания, и почему уничтожение латвийской государственности в июне 1940 года прошло так гладко? Почему даже те, кто проявил выдающееся геройство в боях за освобождение Латвии, не повернули стволы своего оружия против солдат чужой армии и вопреки приказу Улманиса не постарались защитить независимость своего государства? Почему те, кто в лесах продолжал борьбу против большевиков до 1954 года, не начали борьбу в июне 1940 года?
Таким образом, мы приходим к простому парадоксу. Если события 1940 года обозначать термином военная оккупация, то всех тех, кто отдал приказ не сопротивляться оккупантам, нужно называть предателями. Тогда выходит, что предатель номер один это Карлис Улманис (президент Латвии в 1934-1940 годах. – Прим. переводчика), потому что именно он решил отдать независимость Латвии без единого выстрела. Использование термина «оккупация» и одновременное прославление Улманиса несовместимы.
События, которые происходили в Латвии с 1939 года, не были так просто разложены по полочкам.
В то время – в 1939 году – были народы, которые отказались выполнить ультиматум сверхдержав и признать произведенный СССР и Германией раздел сфер интересов в Европе. Польша в августе 1939 года решила воевать против немыслимо превосходящих сил. Финляндия осенью 1939 года решила воевать. Правительство Латвии решило сдаться. По-моему, некорректно использовать один и тот же термин для обозначения осуществленного войсками Германии и СССР уничтожения Польши в 1939 году и вхождения войск СССР в Латвию в 1939 году.
И термин «отрицание факта оккупации», который используется, чтобы сортировать политиков Латвии, не совсем верен. У людей с разными взглядами может быть разное мнение по выбору терминов для обозначения этих событий, которые трагично перевернули судьбу народа Латвии и привели к утрате государственности на полвека. Отрицание факта оккупации сейчас больше используется как повод для охоты на ведьм, никоим образом не углубляясь в то обстоятельство, что никто из вовлеченных в дискуссию не отрицает оккупацию, дискутируют только о различных аспектах применения этого термина.
Таким был и один из главных вопросов книги «Черновики будущего: Латвия, 1934-1941» - инициировать дискуссию или, может быть, лучше найти разные термины, которыми обозначать уничтожение Польши в сентябре 1939 года и добровольный выбор правительства Латвии в октябре 1939 года согласиться на все советские требования без какого-либо сопротивления.
Однако нужно учитывать, что слово оккупация в Латвии приобрело новое значение и уже давно не используется в значении термина военная оккупация, в котором оно употреблялось в середине 20-го века. Латвийское общество под словом оккупация понимает проникновение любой чужой иностранной власти в независимое государство. Когда бывший прежде свободным народ вынужден выполнять чужие, исходящие от иностранных властей распоряжения, то это оккупация. Если мы понимаем слово «оккупация» так, то Латвия была оккупирована в ходе событий 1939-1940 года, а позже была оккупирована также в июне 1941 года, когда ее заняли войска нацистской Германии.
Перевод: Лариса Дереча