«Эстония — место, где человек может жить, получать русскоязычное образование, делать дела на русском языке, жить в условиях свободы слова правового государства. Это та потрясающая возможность, которой завидуют московская и петербургская интеллигенция, либералы», — сказал в пятницу в студии Vikerraadio президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес.
Это произошло во время его дебатов с другим кандидатом в президенты Эстонии — Индреком Тарандом.
Ведущий спросил: «По понятным причинам у живущих в Эстонии неэстонцев — семейные, культурные и эмоциональные связи с Россией. Есть ли у вас какие-либо рекомендации для этих людей — как жить в Эстонской республике так, чтобы избегать обвинений и подозрений в лояльности России, а не Эстонии?»
Ильвес: «По-моему, в Эстонии есть одна большая возможность, о которой сказали мне живущие в Москве русские либералы. В качестве метафоры я назвал бы книгу Василия Аксенова «Остров Крым». Это было место, где в течение всего советского периода были либеральная демократия и рыночная экономика. Это было блестящее место — что-то промежуточное между Монако и Лос-Анджелесом. Вот Эстония — место, где человек может жить, получать русскоязычное образование, делать дела на русском языке, жить в условиях свободы слова правового государства. Это та потрясающая возможность, которой завидуют московская и петербургская интеллигенция, либералы».
Президент вспомнил статью, прочитанную месяца три назад в «Нью-Йорк Таймс»: «Это была очень хорошая история о том, как знаменитого русского писателя Сорокина, которого преследовали "нашисты", правительство, прокурор, в конце концов это достало, он посадил жену в машину и приехал в Эстонию. Просто был здесь пару месяцев. Это то, что предлагает Эстония русскоязычным: здесь надо, скорее, наслаждаться тем, что это место, где русская культура, русская жизнь могут отрицать эту ложь, которую мы слышим от российских руководителей — что, мол, у их народа не такая демократия, как на Западе. Я категорически против этого».
На тот же вопрос (как русским жить в Эстонской республике так, чтобы избегать обвинений и подозрений в лояльности России, а не Эстонии) Таранд ответил: «Это была очень хорошая тирада, которая содержала несколько советов, но я бы кратко резюмировал, чтобы русскому человеку было понятно: курс такой — пока есть желание сотрудничать с «Единой Россией», завоевать доверие будет нелегко. Но если мы дойдем до такого сотрудничества и полностью используем потенциал местных русских, что сможем сотрудничать с Маршем несогласных, которым руководят в России, как известно, демократы, вот тогда, думаю, этот исторический водораздел будет преодолим».
По мнению Таранда, на самом деле и эстонцы в этом процессе могут оказывать больше поддержки и вести себя как великодушный победитель: «Так как по опыту 20 лет можно сказать, что мы выиграли главный приз в лотерее, хотя эту победу можно и критиковать».