Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

С российским капиталом лучше не связываться

© РИА Новости / Перейти в фотобанкГосударственный флаг Эстонии
Государственный флаг Эстонии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Проблема в том, что вместе с российским капиталом приходит закрытый византийский менталитет – акционеры будто и известны, но о настоящем владельце и его планах никто не знает. Чтобы СМИ не угрожали мощные силы со стороны, лучше всего не иметь дела с российским капиталом. По крайней мере, я принял такое решение о своих СМИ в странах Балтии.

Использование черных технологий в СМИ и давление на предпринимателей с целью получения заказов на рекламу сродни рэкету. Сложно себе представить, чтобы приличные СМИ пользовались такими деньгами, говорит в специальном интервью основной акционер эстонской медиагруппы Ekspress Group, управляющей порталами Delfi, эстонский предприниматель и журналист, один из самых богатых людей в Эстонии Ханс Луйк. Он утверждает, что не намерен продавать свой бизнес предприятиям российского капитала, поскольку вместе с ними приходит нежелательное влияние на СМИ и византийский менталитет.

- Литовские СМИ недавно потряс скандал Wikileaks, во время которого на поверхность всплыли конкретные случаи коррупции в СМИ. Создает ли информация Wikileaks неудобства учреждениям в Эстонии?

- Информация Wikileaks о коррумпированных литовских СМИ для меня не была новостью. И без Wikileaks я слышал жалобы предпринимателей, которые говорили, что некоторые издатели их просто-напросто грабят. Боюсь, что это правда, мне такая модель «бизнеса» противна. Она наносит вред престижу всех СМИ. Применение таких черных технологий сродни рэкету. Сложно себе представить, чтобы приличные СМИ пользовались такими деньгами.

Кстати, Таллинн также не обошли скандалы. Wikileaks не сообщил, однако эстонская Центристская партия, которая сейчас представляет большинство в мэрии Таллинна, требовала у предприятий, желающих получить разрешение на строительство в Таллинне, покупать рекламу в ее газете Kesknädal. Газета получила 32 000 евро от 4-5 предприятий, однако реклама так и не вышла.

В СМИ иногда появляются заказные тексты и репортажи, однако это должно быть волеизъявлением заказчика, заказчик должен быть назван под текстом.

- Кажется, литовцев вскоре начнет мучить комплекс неполноценности из-за превосходства эстонцев в различных областях. Одна из них – свобода слова и осознание ее важности: нам кажется, что эстонские СМИ менее коррумпированы, а случаи коррупции мягче, чем в Литве. На самом ли деле эстонские СМИ больше ценят свободу слова и качество СМИ? Почему?

- Не думаю, что эстонцы в чем-то превосходят литовцев. Мы находимся в одной лодке. На самом деле мы сейчас даже не говорили бы по-эстонски, если бы в XIII веке литовцы не остановили бы крестоносцев. Немцы тогда привезли бы в Ливонию своих крестьян, но они не смогли прорваться через Литву. В итоге мы получили только немецкий порядок, а не колонистов.

Если говорить о качестве СМИ, то Эстонии повезло. Эстонцы любят читать и подписываются на издания. Это позволяет изданиям быть независимыми в финансовом плане. Основные игроки на рынке – норвежские, шведские компании и наша Ekspress Group, 53% акций которой принадлежит моей семье.

Журналисты работают то в одном, то в другом издании, если бы владельцы рэкетировали бизнес и платили бы журналистам премии за шантаж бизнесменов, об этом быстро узнали бы. Я не навязываю мое мнение редакторам нашей группы, как в каком-нибудь издательстве «Правда». Порталы Delfi работают самостоятельно, наши газеты довольно либеральные, а редакторы ежедневников придерживаются даже социал-демократических взглядов.

Эстонцы достаточно сдержанные люди. Я не представляю себя у редактора Delfi или газеты говорящим: «Слушайте, это предприятие не хочет покупать у нас рекламу, надо написать о нем что-нибудь плохое», а на следующий день: «Знаете, это предприятие покупает у нас рекламу, давайте не писать о нем критические заметки». Все подумали бы, что я сошел с ума. Извините, что повторяюсь, однако ненормально, если издатель ведет себя таким образом.

Я также хочу похвалить Литву за то, что она запретила мэриям держать свои СМИ. Это мудрое решение. В Эстонии, напротив, мэрии издают официозные «газеты», в которых пишут, как местные политики открывают детские сады или сажают деревья. Эти издания не только публикуют маоистское содержание и скучные фотографии бюрократов, но еще и продают рекламу. Используя деньги налогоплательщиков, они наносят вред частному бизнесу.

В Таллине жители также восстали против выделения средств налогоплательщиков Таллиннскому телевидению. Не цинизм ли в наше время создавать Таллиннское телевидение на деньги налогоплательщиков?.. В Таллинне нет новостей, о которых не сообщил бы Delfi или коммерческие телеканалы. Бесплатно. Итак, Эстония кажется более благополучной, глядя из Литвы

Думаю, наши читатели обладают здравым умом. Аудитория балтийских стран не разрушает свои СМИ до того уровня, как это произошло в Великобритании (скандал с прослушиванием телефонов – прим. автора). Читатели в комментариях на эстонских порталах часто требуют беспристрастности: обе стороны должны быть выслушаны. Мы призываем читателей называть примеры отличной журналистики. Я сам учредил специальный приз за хороший журналистский текст, и первый приз достался... блоггеру Даниэлю Ваарику за критический текст о дорогой статуе Свободы в центре Таллина.

- Как перераспределение аудитории СМИ – переход читателей в интернет и на другие каналы – повлияет на традиционный центр силы СМИ, который раньше составляли печать и телевидение. Какое влияние на участников рынка окажет фрагментация рынка?

- Мне кажется, что печатная информация сейчас получает, как никогда раньше большую аудиторию. Если, скажем, газета, у которой есть 170 000 читателей, сообщает действительно важную новость, эту новость процитируют порталы с многомиллионной аудиторией. Так же и с телеканалами.

Факт, что газеты трудоустраивают больше всего журналистов, а структура редакций порталов и газет отражает структуру демократического управления страной: есть отделы политики, бизнеса, социальных дел, охраны окружающей среды, культуры, спортивные журналисты и т.д. Они систематично наблюдают за жизнью общества. Между тем на ТВ, радио и развлекательных порталах больше концентрируются на том, что сегодня «на волне». Таким образом, часть СМИ – это информация, часть – как говорят в США – infoteiment (развлекательно-информационные СМИ – прим. автора).

Наша группа пытается сохранять информационный тип СМИ, отражающий общество. Конечно, мы не отказываемся и от развлечений, однако концентрируемся на таких СМИ, которые жизненно необходимы для поддержания демократических процессов и достойных дискуссий.

- У вас большой опыт в бизнесе СМИ. Как вам кажется – надо ли рассматривать этот бизнес как любой другой, который должен выживать без поддержки? Или все же это что-то особенное, и это необходимо учитывать?

– СМИ – это бизнес, часть которого жизненно важна для создания и поддержки демократии. Западные инвесторы редко приходят в страны Балтии, чтобы создавать новые качественные журналистские издания. Скорее, наоборот – часто утвердившиеся хорошие организации превращаются в популярный развлекательный продукт.

Между тем, правительства в странах Балтии давят на издателей печати все большими налогами, растут издержки на доставку. В 2009 году трудно было найти компанию, поднявшую цены – но только не Эстонская почта, которая подняла расценки на 7 %. А то, что сделала со своими ежедневными изданиями латвийская почта, стало настоящей катастрофой. Несколько лет назад они перестали ежедневно доставлять печать в регионы Латвии, приносили ее раз в 2-3 дня.

Из-за плохого управления тираж самой большой газеты в Риге – миллионном городе – упал до 29 000. Разве это национальная пресса? Вряд ли… Все больше жителей Латвии получают информацию из Delfi.

Но для предоставления бесплатных новостей средствам массовой информации не хватает ресурсов для по-настоящему профессиональной команды. И читатели когда-нибудь это поймут. Можно предоставлять новости, мнения, но будет не хватать психологически интересных портретов людей, тематических текстов. Это должна компенсировать печать.

Например, издания Ekspress Grupp ищут альтернативные способы передачи содержания. У нас есть прекрасные приложения iPad для еженедельника Eesti Ekspress и ежедневной газеты Eesti Päevaleht. Я горжусь ими, и я не видел ничего подобного ни в Швеции, ни в Финляндии, хотя читаю их прессу.

– Заметили ли вы в последние годы важные смены владельцев СМИ в странах Балтии? Является ли приход российского капитала в СМИ стран Балтии нежелательным и опасным? Какие последствия может нести этот процесс?

– В Латвии мы видели, как управляющие ежедневной газеты утверждали, что они являются владельцами, хотя это было не так. Когда шведы продали латышскую газету Dienа семье банкиров Роулендов из Великобритании, я поехал на встречу с ними в Лондон. Они точно не были владельцами. Не знаю, почему шведская компания Bonnier продала самую большую латвийскую газету таким образом. Стоило ли это делать? Сейчас Diena – в руках политически ангажированных олигархов, а большая часть редакции ушла из газеты и издает свой независимый журнал. Обе тенденции вызывают беспокойство.

Российский капитал сам по себе не является концом света, скажем, в российской газете «Коммерсантъ» можно найти хорошую журналистику. Но когда читателей газеты оставляют в неизвестности и не информируют, кто является акционерами газеты, это плохо.

Проблема в том, что вместе с российским капиталом приходит закрытый византийский менталитет – акционеры будто и известны, но о настоящем владельце и его планах никто не знает. Чтобы СМИ не угрожали мощные силы со стороны, лучше всего не иметь дела с российским капиталом. По крайней мере, я принял такое решение о своих СМИ в странах Балтии.