Эксперт в области транзита Райво Варе (Raivo Vare) сказал, что обещание премьер-министра России Владимира Путина вывести порт в Усть-Луге Ленинградской области к 2018 году в число десяти крупнейших в мире невозможно выполнить.
«Это невозможно уже чисто физически… вне зависимости от того, чего бы могущественные руководители России ни хотели», — сказал Варе порталу ERR.
«Прежде всего – инфраструктура, которую необходимо для этого выстроить, она была бы неестественно огромной. Это не сможет сделать даже Россия», — считает он.
«Во-вторых – если говорить о доступе или связке железных дорог с шоссейными, то там нет необходимого пространства, умения, и на деле и необходимости», — отметил Варе.
«И, в-третьих – нужен оператор, который реально перемещал бы эти потоки грузов», — добавил он.
Нет никаких оснований считать, что столь огромный рост возникнет просто потому, что Путин так сказал. Это должно быть востребовано рынком, а помочь превратить в реальность может инфраструктура, но ни одно из этих слагаемых за этот период времени не кажется возможным, сказал Варе.
«Без сомнений, этот порт будет расти и дальше. В этом нет сомнений. Но чтобы войти в десятку, он должен расти в разы – это означает более 100 миллионов тонн товарооборота. Ему там взяться неоткуда», — сказал он.
Варе упомянул и свои ранние высказывания о том, что пуск Усть-Луги не означает смерти для эстонского транзита и скорее означает возможности, чем угрозы.
«Парадокс заключается в том, что в отношении сухопутных перевозок (Усть-Луга) конкурент, но не для морских перевозок», — сказал он.
Варе напомнил интервью руководителя фирмы логистики Vopak E.O.S. Арно Лугтмейера (Arnout Lugtmeijer) в «Эрипяев» (Дripдev), который утверждал, что Усть-Луга сказывается на деятельности его компании позитивно.
«В регионе ощущается необходимость в новых целевых логистических портах, чтобы обслуживать растущие потоки товаров, например, контейнерные перевозки, уголь и химикаты» — сказал Лугтмейер.
«Объемы Усть-Луги постепенно увеличиваются, что, несомненно, воздействует на рынок, но большие объемы делают регион еще более привлекательным для крупных предпринимателей на рынке нефтепродуктов», — сказал он.
Эстонская железная дорога: конкуренция возрастает
Оператор железнодорожной сети Эстонии «Эстонская железная дорога» сообщил на минувшей неделе, что сосредоточение нефтяного транспорта России в порту Усть-Луги значительно сократило объем перевозок.
По сравнению с августом прошлого года объем сократился на 13,8% до 1,51 миллиона тонн.
«Если еще зимой из России по инфраструктуре Эстонской железной дороги перевозили из Киришей 600-700 тысяч тонн нефти и нефтепродуктов в месяц, то сейчас объемы около 150 тысяч тонн в месяц», — сказал руководитель «Эстонской железной дороги» Гуйдо Симмерман (Guido Simmermann) новостному порталу ERR.
«Тем самым Усть-Луга в долгосрочной перспективе наверняка составит конкуренцию. На новых запланированных терминалах хотят обрабатывать те же самые грузы, что и в портах Эстонии», — сказал он.
«В конце концов, при выборе товарных потоков решающими должны стать такие факторы как услуги, их качество и цена», — добавил Симмерменн.
Две недели назад Владимир Путин на пленарном заседании региональных отделений «Единой России» говорил, что сейчас годовой товарооборот порта Усть-Луга составляет 11,8 миллиона тонн, но, по подсчетам, он вырастет к 2018 году до 180 миллионов тонн.
Россия начала строить порт в Усть-Луге в 2000 году в противовес портам стран Балтийского моря и для того, чтобы добиться независимости от портов стран Балтии в доставке транзитных грузов.
По мнению эксперта Фонда развития Хейдо Витсура (Heido Vitsur), обещание Путина вывести Усть-Лугу в число десяти крупнейших портов мира совершенно реально.
Но для Эстонии это не должно означать плохое с востока, так как здешние порты занимаются с точки зрения России не массовыми, а нишевыми перевозками с относительно небольшими объемами, в которых порт Усть-Луги, очевидно, не особенно заинтересован, отметил он.
Перевод: Хейно Сарап