Проходившее на прошлой неделе в Клайпеде VIII пленарное заседание литовско-российской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству явилось настоящей победой литовской дипломатии. Тем более что с литовской стороны комиссию возглавляет министр иностранных дел Аудронюс Ажубалис, а сопредседателем этой комиссии от России является министр транспорта Игорь Левитин, похоже, не столь искушенный в дипломатических играх.
Помимо того, что прекрасно подготовившаяся литовская сторона энергично высказывала массу претензий россиянам, начиная с недовольства строительством Балтийской АЭС и заканчивая требованием возвратить вывезенные в Россию культурные ценности, ей удалось договориться о строительстве моста через Нямунас, которое будет финансировать Россия, решить множество мелких вопросов. Россияне были настроены более благодушно, острых проблем не поднимали и единственное, на чем стояли твердо, так это на необходимости диалога по Балтийской АЭС и отказе ремонтировать нефтепровод «Дружба».
Быка за рога
Открывая второй день работы комиссии, А. Ажубалис отметил, что она проходит в 20-ю годовшину установления дипломатических отношений между Литвой и Россией и подписания межгосударственного договора о сотрудничестве.
«Это символично, - сказал министр.- Нам и сейчас не меньше, чем два десятка лет назад, важны добрососедские отношения с Россией, которую мы считаем своим важнейшим партнером в торгово-экономическом, культурном сотрудничестве. А комиссия (созданная в 1996 году. – Прим. ред.) является хорошей площадкой для этого. Свидетельство тому – нынешнее подписание декларации о партнерстве в модернизации экономик и договора о строительстве моста через Нямунас. И хотя сегодня по некоторым вопросам у нас существуют разногласия, в частности, мы по-разному оцениваем историческое прошлое, тем не менее нам удается поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на практицизме».
Порадовавшись тому, что товарооборот между двумя странами растет и Россия занимает лидирующие позиции в импорте товаров в Литву (32,4% всего литовского импорта), А.Ажубалис тем не менее видит нерешенные проблемы, касающиеся экспорта литовской сельхозпродукции в Россию. Во-вторых, сказал он, Литва недовольна выбранным местом для строительства Балтийской атомной электростанции и тем, как российская сторона отвечает на связанные с этим вопросы. В-третьих, Литва просит ускорить оборудование погранперехода в поселке Рыбачий, отсутствие которого тормозит развитие судоходства в Куршском заливе. Еще одна претензия – возмещение ущерба от тоталитарного режима. Литва также призывает Россию вместе с ней и Беларусью позаботиться об экологической охране Нямунаса, рассмотреть позитивные предложения, полученные из Европейской комиссии. И шестой вопрос, самый болезненный для обеих стран, - оценка исторического прошлого и восстановление справедливости. «Это очень трудный диалог, который нужно вести постепенно и не торопясь, и Литва готова пройти этот нелегкий путь», - сказал А. Ажубалис, завершая перечень проблем, поставленных перед российской стороной.
В ответном слове сопредседатель комиссии министр транспорта РФ Игорь Левитин подтвердил, что и Россия заинтересована в укреплении связей с Литвой.
«Мы готовы к открытому диалогу, готовы обсуждать даже те вопросы, которые не совсем входят в компетенцию данной комиссии», - намекнул, очевидно, И. Левитин на предложение дать оценку историческому прошлому и возместить ущерб.
Камень преткновения – энергетика
Россияне считают сотрудничество с Литвой в топливно-энергетической сфере одним из ключевых и подчеркивали, что поставки нефти и газа выполняются в полном объеме. В 2010 году объем транзитного газа составил более 3 млрд кубометров, на 2011-й запланировано поставить 2,5 млрд.
Как утверждали представители Российского энергетического агентства, они привезли в Клайпеду предложения по сотрудничеству на равноправной основе в области альтернативной (возобновляющейся) энергетики, гидроэнергетики, по применению энергосберегающих технологий. Но литовская сторона не проявила заинтересованности и не внесла их в протокол, заявив, что «Литва стремится энергетически интегрироваться в западном направлении (Польша, Швеция) и северные страны». Приглашение россиян к долгосрочному конструктивному сотрудничеству в этой сфере литовской стороной не было поддержано.
Не удалось договориться и о продолжении диалога по Балтийской АЭС – об общественных слушаниях. По словам представителя МИД Литвы по энергетической безопасности Вилиюса Самуйлы, наша страна обеспокоена угрозой негативного воздействия этого объекта, строящегося вблизи границы, и должна быть уверена, что Россия соблюдает все требования ядерной безопасности и конвенции. «Мы вправе требовать полную и точную информацию о БАЭС. Но мы получили ответы не на все вопросы, не организованы общественные слушания, а лишь после них может быть подписано двухстороннее соглашение», - утверждал он.
«Мы в июне провели в Санкт-Петербурге международную презентацию проекта БАЭС, в которой участвовало более 20 государств, в том числе и Литва. Еще раньше разослали информацию по строительству Балтийской АЭС в 10 соседних стран. После предоставления ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) заинтересованные государства сами должны назначить время и место проведения общественных слушаний или консультаций. В пяти странах – Латвии, Польше, Эстонии, Беларуси и Германии – такие слушания, в которых может принять участие любой желающий гражданин, уже состоялись, причем в Германии они были проведены дважды, поскольку после аварии на Фукусимской АЭС у этой страны возникли новые вопросы. Недавно получили приглашение на слушания из Дании. И хотя всем государствам предоставляется одинаковая информация и с ними работает одна и та же группа экспертов, только Литва продолжает высылать все новые вопросы и не назначает дату слушаний. Причем вопросы зачастую не имеют прямого отношения к строительству АЭС. Например, спрашивают, куда мы будем девать полученную электроэнергию и т. д. Попросили предоставить данные на литовском языке – мы предоставили. Вопросы можно присылать до бесконечности, поэтому мы в Клайпеде еще раз попросили литовскую сторону перейти с переписки на режим прямого диалога, готовы и к любому другому формату общения. Но ответа не получили», - рассказал заместитель главы «Росатома» Кирилл Комаров.
«Возведение Балтийской АЭС отвечает всем современным международным требованиям и МАГАТЭ в том числе. Россия не ратифицировала конвенцию Эспоо и, в принципе, не обязана проводить общественные слушания. Мы делаем это по доброй воле, исходя из добрососедских отношений. В свою очередь, хотели бы тоже иметь исчерпывающую информацию по строительству Висагинской АЭС – что это за проект, какой реактор, кто инвесторы», - отметил И. Левитин.
По утверждению литовских энергетиков, информация о литовской АЭС была предоставлена российскому Минприроды еще в середине 2007 года. Но, как заметил К. Комаров, с тех пор могла измениться вся идеология проекта, тогда еще не был известен инвестор, поэтому информацию желательно обновить и детализировать.
Разумеется, стороны не могли обойти молчанием непонятные взаимоотношения с «Газпромом», отягощенные проблемой 3-го энергетического пакета. Литва упрекала, что «Газпром» не хочет сотрудничать. Его представители утверждали, что это Литва не хочет договариваться, не проводит консультаций и почему-то все претензии предъявляет только ему, не беспокоя германского партнера «Газпрома».
На повестке работы комиссии отдельно стоял вопрос о возможности возобновления поставок нефти в Литву по нефтепроводу «Дружба». Как заметил вице-министр энергетики Кястутис Жиленас, в этом году Литва отмечает еще один «юбилей» - пятилетие закрытия крана на нефтепроводе «Дружба». И подначил: что ж вы, россияне, «Северный поток» построили, а какой-то нефтепровод отремонтировать не можете. Но те без обиняков отрубили: по заключению экспертов, ремонт в связи с низкой пропускной способностью «трубы» нецелесообразен.
Реальный результат – мост через Нямунас
На пресс-конференции А. Ажубалис еще раз озвучил позицию Литвы: она ждет диалога в оценке исторического прошлого и возмещении ущерба. Литва как можно скорее хочет видеть Россию в ВТО, приветствует подписание договора о сотрудничестве между Россией и ЕС, будет выступать за безвизовый режим с ЕС, но при условии сотрудничества в области правоохраны и установления доверительных отношений.
«Мы подписали договор о строительстве моста через Нямунас между Советском и Панямуне. Это тоже символично – наши страны начинают строить общие мосты, для чего и работает межправительственная комиссия», - подчеркнул А. Ажубалис. Строительство объездной дороги и моста общей стоимостью 1,5 миллиарда рублей берет на себя российская сторона, за литовской – подъезд к мосту и виадук. Прямо после заседания И. Левитин и министр транспорта и коммуникаций Литвы Элигиюс Масюлис отправились к месту планируемого строительства, чтобы согласовать сроки и объемы работ.
На двухдневном заседании члены комиссии успели обсудить множество вопросов. Это и возвращение литовским вкладчикам денег со счетов во Внешэкономбанке, и проблема обучения литовскому языку в Калининградской области. Она чисто техническая: для работающих в Калининградской области учителей литовского языка и этнокультуры, каждый день возвращающихся домой в Литву, нужны годовые многоразовые визы и проход через погранпереход без очереди. Российская сторона пообещала решить эту проблему.
«В Калининградской области литовскому языку обучается около 1000 учеников, занятия проводят 16 педагогов. К слову сказать, в Литве действует 68 школ с русским языком обучения, где учатся 16300 учеников. Русский язык как второй иностранный выбрали 180 тыс. литовских школьников», - с гордостью проинформировал А. Ажубалис.
Странно только, что, обсуждая проблему обучения литовскому языку тысячи калининградских детишек, которая сводится всего лишь к выдаче учителям долгосрочных виз, комиссия не увидела другую проблему – насильственного перевода преподавания основных предметов в русских школах Литвы на литовский язык. По словам представителя министерства просвещения России Елены Шерышевой, этого вопроса не было в повестке работы комиссии, и лично она об этой проблеме имеет слабое представление. Правда, председатель комиссии с российской стороны И. Левитин обнадежил все же, что вопрос этот поднимался и «нашел отражение в документах, где записано, что вопрос будет рассматриваться на уровне министерств образования Литвы и России».