Я и не думал, что масштабы антагонизма русской общины и коренного населения Эстонии настолько велики.
Связался со своими эстонскими друзьями, знакомыми. Меня заверили, что в быту отношения между эстонцами и русскими далеко не такие, как описывает пресса. Да, мол, радикально настроенных лиц и с той, и с другой стороны хватает. Но в целом, русские и эстонцы очень даже ладят между собой, говорят на обоих языках и ни о какой ненависти речи быть не может. Отмечу, что друзья, с которыми я общался, русские по национальности средних лет.
Читайте еще: О спорах вокруг русского языкав Эстонии - пример Азербайджана
Насколько я понимаю, правительство Эстонии на сегодня сильно озабочено тем, что определенная часть населения страны все еще желает получать образование на русском языке. В результате политические мужи решили ввести, как я его понимаю, мягкий переход обучения с русского на эстонский. На определенном этапе школьного образования те или иные предметы начинают изучаться исключительно на эстонском языке.
Давайте подумаем, насколько эффективными являются подобные меры? На мой субъективный взгляд, абсолютно неэффективны. Точнее, они бессмысленны априори.
Я уже говорил и повторю еще раз. Государственным языком в Эстонии является эстонский со всеми вытекающими отсюда последствиями. Жители Эстонии должны знать государственный язык не для того, чтобы их погладили по головке или чтобы к ним нормально относились. Они должны знать его для своего комфорта. Можно получать среднее и высшее образование на русском языке в Эстонии, но понимать, что выучить эстонский обязательно придется, ведь чтобы поступить на работу, тебе в любом случае будет нужен эстонский, ибо любое делопроизводство в любых сферах жизнедеятельности ведется исключительно на государственном языке. В противном случае можно остаться без работы, довольствоваться малоквалифицированной работой или попросту эмигрировать. В любом случае это будет проблема самого жителя Эстонии, но никак не властей.
Утвердив единственным государственным языком эстонский и позволив всем желающим получать образование на том языке, на котором они хотят (русском, английском или как-то еще), правительственные мужи, поступая по настоящему демократически, снимают с себя всякую ответственность за дальнейшую интеграцию в общество так называемых русскоязычных. Я повторю, к примеру, у меня на Родине сложилась ровно такая картина, когда можно ходить в детский садик, учиться в школе или вузе полностью на русском языке, но для того, чтобы получить работу в Азербайджане, азербайджанский язык знать необходимо для тебя самого.
Разве тут уместны дальнейшие обсуждения, торги? Да нет, конечно. Язык государственный один. Учиться можно на каком пожелаешь. Как поступать, строить свою жизнь в дальнейшем, остаться, эмигрировать — решать самому жителю страны. Это и есть демократический выбор гражданина.
Читайте еще: Семь вопросов к русской общине в Эстонии
Говорят, что власти Эстонии делают все, чтобы русские покинули Эстонию или полностью ассимилировались. Если честно, в это не особо верится. Но, на всякий случай, особо одержимым предложу посмотреть на «опыт» Армении — моноэтнической Республики, армяне в которой составляют 98-99% населения. Думаю, все станет сразу же ясно.
Уверен, что маленькая Эстония, население которой составляет около 1 300 000 человек, только проиграет, если лишится 30% населения, пусть и некоренных эстонцев.
Да, и потом надо понимать, что политика политикой, а страны и люди остаются навсегда. Эстония, Грузия могут сколь угодно долго отворачиваться от России и смотреть исключительно на Запад, но от соседа не убежишь. Ни Эстония, ни Грузия, ни сама Россия никуда не переедут. Эти страны останутся в рамках своих границ и всегда будут граничить друг с другом.
Еще по теме: Эстонизация русских школ - последний шанс на интеграцию
И если сегодня Эстония, оборачиваясь в сторону России, вспоминает неприятное совместное прошлое, то завтра ей надо научиться смотреть только вперед и рассуждать прагматично. Россия — самая крупная страна в мире, одна из двух великих держав нашей планеты. Страна огромного потенциала, широченных возможностей. Общая сухопутная граница - это безусловный плюс Эстонии.
Уверен, что очень скоро и «Боржоми» Грузии и шпроты Эстонии вернутся на российские рынки.
Говоря об Эстонии, дело не только в шпротах. Россия может стать отличным рынком сбыта для всевозможных эстонских товаров. А все это означает лишь то, что потребность в знающих русский язык в приграничных с Россией государствах будет всегда. И ничего плохо в этом нет. Знать язык соседа это в целом хорошо, как ни крути.